Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 декабря 2023 г.
Литература Настоящее Прошлое

Пока не пришли великие, гении – это мы!

Литературному институту – 90!

07 декабря 2023
Драматург Виктор Розов со студентами / Александр Лыскин / РИА НОВОСТИ

Козьма Прутков говаривал: «Хочешь быть счастливым – будь им». Пишущему стихи и желающему стать писателем, особенно молодому начинающему автору, можно сказать: «Хочешь быть поэтом – будь им!» Правда, сделает ли это тебя счастливым – тут вопрос, на который в будущем может дать ответ только жизнь. Жизнь и судьба. Судьба, без которой не может состояться ни один значительный поэт.

Недавно в интернете появилась фееричная фотография: к воротам Литературного института на приёмный экзамен вдоль Большой Бронной выстроилась в несколько рядов многометровая очередь, хвост которой начинался от благополучно почившего в бозе Макдоналдса. Что по нынешним далеко не поэтическим временам почти сенсация: юные и не совсем юные дарования продолжают писать, веря в свою звезду. Они не ведают ещё, что в их дипломе об окончании Лита (как зовут наш институт студенты) не будет написано: «Марина Цветаева», «Анна Ахматова», «Николай Гумилёв», «Сергей Есенин», «Борис Пастернак», «Николай Рубцов», «Юрий Кузнецов»… Запись будет куда скромнее, просто: «Литературный работник». Где, хотелось бы думать, слово «работник» (читай: труженик в пушкинском понимании) является главным, если ты действительно хочешь, чтобы в будущем твоё имя стояло в одном ряду с великими.

Подобные переживания стоящих в длинной очереди к славе и вратам в храм Поэзии испытывали в начале творческого пути и настоящие гении. Гёте с улыбкой вспоминал свою «очередь» в литературу: «Мои стихи, каковы бы они ни были, всегда казались мне самыми лучшими. Вскоре, однако, я заметил, что и мои товарищи, довольно-таки незадачливые стихоплёты, не меньше меня чванятся своими стихами… Я однажды вдруг усомнился: не заблуждаюсь ли я в такой же мере, не лучше ли эти стихи моих стихов и не кажусь ли я моим приятелям таким же полоумным, какими они кажутся мне?» Теперь мы знаем, что из той «очереди» вышел в гении только Гёте…

На эту тему, намеренно заостряя и мифологизируя проблему, не раз высказывался бывший ректор, профессор Литинститута Сергей Есин, многие годы принимавший участие в работе приёмной комиссии. Может быть, именно тогда родились его горькие афоризмы, которые он любил повторять студентам: «Писатель, как правило, человек, проигрывающий свою личную жизнь», «Жизнь писателя как риск, как проигрыш», «В лучшем случае из 60 человек курса «вылупится» 1–2 писателя». «Студентов обычно все эти подсчёты… не пугают, – удивлялся С. Есин. – Их не трогают эти «практические выкладки», когда говоришь, что в лучшем случае с курса в 60–70 человек лишь два человека найдут почётное и законное место в литературе, а остальные разойдутся по боковым ходам, займутся журналистикой, станут менеджерами искусства, уйдут в государственную деятельность. Я полагаю, что это – некий идеализм или просто азарт, когда игрок думает: ну, все-то, может, и проиграют, а я выиграю...» И уже более оптимистичное: «Да, я отчётливо знаю, повторяю тезис: писателя учить бесполезно, писателем надо родиться, нужно обладать определённым биологическим качеством, чтобы так смотреть на мир и так складывать слова. Но вот всё остальное – дело наживное. И практически задача учителя – найти того, кого можно учить. А уж потом дело пойдёт».

Но как найти, кого можно учить?

При всей разнице вкусов, эстетических воззрений и предпочтений, творческого и жизненного опыта преподавателей, читающих конкурсные работы абитуриентов Литературного института, есть некоторый обязательный набор требований (критериев). Главное – понять, есть ли талант или способности у конкурсанта, насколько перспективным представляется его дальнейшее творческое развитие, правильный ли выбор делает человек, не напрасно ли будут потрачены несколько лет его жизни на учёбу. Дело это, конечно, тонкое, но способности, а уж тем более талант, как правило, узнаются почти безошибочно. Ибо это всегда некая новизна, выражающаяся в оригинальности ли мышления, в неординарности ли характера, в самобытности, в свежести восприятия мира, в необычной образности, в языковой свободе, в лексическом богатстве, в новых ответах на вечные вопросы и в новых размышлениях на вечные темы, в умении творческого преображения, обновления мира.

В редких случаях эти качества могут быть счастливо явлены вместе, чаще же всего (в начале пути) они встречаются либо в разных сочетаниях, либо по отдельности. И вот тут задача и ответственность – не проглядеть, не пропустить способного человека. Потому что и самые способные начинающие могут не всегда владеть формой (мастерство придёт потом, по мере обучения, работы в семинаре, в овладении «святым ремеслом», по выражению Каролины Павловой). Слабые рифмы, неточность в употреблении слов, ударений, неумение кратко и лаконично выразить свою мысль, нагромождение образов, многословие, даже и некоторая подражательность, несамостоятельность в выборе тем, интонации, встречающаяся корявость строк и т.п. не должны перечеркнуть положительных качеств автора, который для того и приходит в творческий вуз, чтобы учиться азам мастерства. Мы знаем немало случаев, когда поэт внешне блестяще владеет версификационным умением, но в его стихах, формально вылизанных, причёсанных, нет поэзии, нет зазора для пробивания живого ростка, нет хлорофилла, дающего жизнь зелёным листочкам. Такая вторичность, литературность – тоже одна из форм графомании, и я предпочтение скорее отдам деревенскому пареньку, не читавшему Джойса и Пруста, но с проблесками таланта, души, чем ремесленнику, научившемуся создавать бездушные, мёртвые тексты. Потому что завтра этот деревенский парень, будущий Рубцов или Тряпкин, прочтёт и Пруста, и ещё кого надо, но ещё и напишет замечательные стихи, поскольку в нём есть то, чему ни в каких Оксфордах научить невозможно.

Стоит ли говорить о том, как отличить графоманские стихи? Всё, что не совпадает с критериями поэтического таланта, о которых было сказано выше, и можно без сожаления выводить за черту Поэзии.

Абитуриенты выстроились в очередь перед воротами Литературного института

Эмоциональное состояние от вступления в ряды студентов (которое не меняется в зависимости от смены эпох!) очень точно передаёт в своих воспоминаниях Константин Ваншенкин, вместе со своим фронтовым поколением после войны пришедший в наш вуз: «Итак, мы поступили. В синем студенческом билете стоял гриф: «Литературный институт имени Горького при Союзе писателей СССР». Это обстоятельство наполняло нас гордостью: «писателей»!..

Литературный институт, как и сейчас, помещался на Тверском бульваре, в знаменитом Доме Герцена. В двадцатые годы здесь был писательский клуб с рестораном, столь блистательно описанным Михаилом Булгаковым в «Мастере и Маргарите». Памятника в садике при нас ещё не было, и за многослойным новейшим шумом многие почти забыли, что сто тридцать шесть лет назад (считая от нашего поступления) в грозный для России год здесь родился Александр Иванович Герцен.

В институте ощущалась атмосфера искусства. Напечататься было не главным, главным было – написать, получить одобрение товарищей, услышать сдержанную похвалу руководителя семинара. Исповедовалось отсутствие какой-либо форсированности, спешки. Поддерживалось естественное развитие способностей. Не зря многие, особенно прозаики, проявились уже несколько лет спустя после окончания».

Эта молодая, дерзновенная «атмосфера искусства» и сегодня достойно продолжается в исторических стенах Лита. Уникальное мировое культурное сокровище – Литературный институт имени А.М. Горького, как всегда, молод молодыми голосами будущих гениев.


Тэги: Дата Литературный институт
Обсудить в группе Telegram

Геннадий Красников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Покушение на ГОЭЛРО

    67 голосов
  • «Я вынес пути и печали»

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS