На студии «Юность» завершена работа над 8-серийным телефильмом, адресованным юношеству. Заключительный этап съёмок проходил в Индии
Так совпало, что, когда я позвонил режиссёру-постановщику картины Олегу Штрому, он сказал: «Я только что поставил точку в этом проекте. Фильм готов».
Речь шла о картине, о которой «Литературка» уже писала около года назад. Тогда на студии «Юность» начинался процесс производства фильма под рабочим названием «Раджа Васька».
Сейчас, как сказал Олег Штром, название поменялось. Теперь лента называется «Пока Шива танцует».
– «Раджа Васька», по сути, было правильным названием, – пояснил мне режиссёр. – Но не очень удобным в фонетическом смысле, – меня всегда переспрашивали. Название «Пока Шива танцует» я придумал, после того как побывал в Индии и услышал ряд индийских легенд. По индийской мифологии, если Шива танцует, значит, мир существует. Это не означает, что всё благополучно, но это божество олицетворяет в своём танце существование нашего мира. Поэтому, пока танцует Шива, мы с вами живём, живут наши герои, живёт наше кино. Но, несмотря на такое индийское название, мы представляем зрителю абсолютно русский фильм.
Напомним, в картине рассказывается о приключениях Васьки – главного героя, который в младенческом возрасте был найден в море и усыновлён русской семьёй. А по рождению мальчик был индийским раджой, о чём его приёмные родители, конечно же, не знали. Потом, когда Васька вырос, и начались приключения.
Половина истории была снята в Севастополе, другая половина – в Индии (снимки со съёмок на Гоа мы и публикуем. – Ред.).
– Картину мы снимали минувшей зимой на Гоа – это юго-западный штат Индии, – продолжает рассказывать режиссёр Олег Штром. – Это самая освоенная европейцами территория. Там много русскоговорящих людей, там снимается много фильмов. Сказывается и близость Бомбея – нынешнего Мумбаи, где сосредоточена вся киноиндустрия Индии. Болливуд – это нарицательное название всего индийского кинематографа – совсем рядом, поэтому мы пользовались актёрской базой и техникой болливудских студий.
Болливуд – это огромная индустрия, которая занимает второе место в мире после Голливуда. Там, по словам режиссёра, работают высокопрофессиональные люди. Многие вещи они делают простыми средствами. Например, когда в кадре нужен дым, то индийские пиротехники поджигают сушёную кожуру кокосовых орехов и получают практически тот же самый дым, который в России производят, используя специальные химические технологии.
– Однажды наш оператор поставил перед индийскими осветителями задачу – перекрыть солнце огромным тентом, чтобы свет был мягче, – вспоминает Олег Штром. – В России такие тенты растягивают на металлических рамах, которые кропотливо собирают, и этот процесс занимает уйму времени. Там же четыре человека схватили тент за углы, быстро-быстро босиком, без всяких приспособлений залезли на пальмы и привязали концы материи к деревьям. В итоге 40 квадратных метров пространства было перекрыто за какие-то за пять минут.
«Юность» – редкая по нынешним временам студия, которая занимается сложным и не очень благодарным жанром семейного кино, считает режиссёр Штром. Если бы студия снимала какие-нибудь милицейские сериалы, то, наверное, жить ей было бы легче. Но она, несмотря ни на что, упрямо работает на детскую, юношескую и семейную аудиторию. Честь ей и хвала.
Напоследок спрашиваю у режиссёра, многое ли из того, что было задумано, удалось воплотить в картине.
– Аксакалы кинематографа обычно говорят: если 50% от того, что ты задумал, удалось реализовать, то кино состоялось, – говорит Олег Штром. – Без ложной скромности скажу, что, по моим ощущениям, нам удалось реализовать чуть больше. Хотя думаю, что о картине будут полярные мнения: кому-то она очень понравится, кому-то совсем не понравится. Это нормально. Обидно, когда картину просто не замечают.
Картина изначально была предназначена для показа по телевидению. Зритель, по мнению Штрома, не будет разочарован: телефильм получился лёгкий, человечный, в нём нет насилия, зато есть юмор, песни и любовь. «Пока танцует Шива» – это романтико-приключенческая комедия для семейного просмотра: и детям будет интересно, и их родителям, и бабушкам-дедушкам. А такого кино у нас мало.