Пушкин – гений, но не потому, что овладел техникой стихосложения, а потому, что его личность в поисках высшего предназначения выразила своё мироощущение с помощью гениальных строк.
Пушкин смог вырваться из цепких соблазнительных объятий позитивизма, просвещения, гуманизма и вернуться к системе ценностей допетровской русской культуры, передав в своём творчестве её религиозную точку зрения на мир, жизнь и человека.
Поэт восторгался подвигом автора «Истории государства Российского»: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Этот же подвиг – открытие России – совершил и сам Пушкин.
Но у нас как-то принято подчёркивать его юные страсти. Хотя молодость – это не весь человек, это всего лишь путь его. Цыплят считают по осени, человека – по плодам. А плоды ниоткуда не берутся – обязательно есть причины их возникновения.
Когда какой-то господин An. без ведома Пушкина послал в журнал вместе со своими стихами его ранние стихи, Пушкин возмущённо писал: «Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени. Многое желал бы я уничтожить, как недостойное даже и моего дарования, каково бы оно ни было. Иное тяготеет, как упрёк, на совести моей... По крайней мере не должен я отвечать за перепечатание грехов моего отрочества... Сей г-н An. не имел никакого права… отсылать в альманах стихи, преданные мною забвению или написанные не для печати или которые простительно мне было написать на 19 году, но непростительно признать публично в возрасте более зрелом и степенном…» Если бы Пушкин сейчас увидел, как его пробы пера, которые он стыдливо «предал забвению», не просто печатают, а преподают в школах каждому отроку...
Продолжение темы