Если судить по степени внимания, которое было уделено смерти бывшего чекиста, бывшего российского гражданина Александра Литвиненко в лондонской больнице, то это было чуть ли не самое сенсационное событие 2006 года. Тысячи материалов изо дня в день во всех мировых СМИ... И это всё о вздорном, безалаберном, пустом человеке, без особых способностей, пытавшемся изображать из себя важную персону, готовом за деньги служить кому угодно, обратившемся не весть зачем незадолго до смерти в мусульманство...
Мало того, эта смерть серьёзно испортила отношения между двумя великими государствами – Россией и Великобританией. И пока не видно возможности их исправить.
Самое поразительное – до сих пор не представлено убедительных доказательств, что смерть Литвиненко была преднамеренным убийством, а, например, не несчастным случаем. Неопровержимых доказательств нет, зато список «заказчиков», о которых пишут СМИ, огромен – главы правительств, эмигранты-миллиардеры, секретные службы, бандитские группировки, тайные организации бывших чекистов, торговцы оружием...
Известный учёный, бывший диссидент, автор многих книг по истории и современной политике Жорес Медведев, с 1973 года проживающий в Лондоне, в своей книге сосредоточен на прояснении обстоятельств отравления Литвиненко и, по его собственному признанию, ищет ответ на вопрос: почему же был использован именно полоний? Почему организаторы акции выбрали именно этот изотоп – впервые в криминальной практике? Отыскивая ответы, Медведев выдвигает свою версию случившегося, сильно отличающуюся от той, что выдвинул Скотленд-Ярд. В частности, связывает случившееся с так называемым «Досье ЮКОСа» и планами Литвиненко шантажировать бывших владельцев печально известной компании.
Но, отмечает автор, британская сторона, упёршись в свою версию, что во всём виноват российский гражданин Луговой, не хочет знать ничего иного. При этом она засекретила все материалы следствия, все детали расследования и отказывается предъявлять их российской стороне. «Замороженность» всего дела будет сохраняться очень долго», – предрекает Медведев.
Отдавая должное дотошности, научной скрупулёзности автора, от себя заметим, что история смерти Литвиненко даёт повод поговорить не только о её криминальной и политической составляющей, но и о том, как она подавалась обывателям. А преподносилось всё строго по законам шоу. Первым делом в сознание людей был внедрён видеообраз. Все печатные и электронные издания были забиты фотографией Литвиненко перед смертью. Это мастерски сделанное фото било по нервам обывателей, вызывая чувство жалости и сострадания. Никто уже не задумывался, что за человек перед ними, что за его спиной...
И, конечно, здорово работал на публику и сам полоний – таинственный, непонятный, неуловимый. Это был гвоздь шоу. Тайна, страх, замирание сердца... А что ещё надо публике? Полоний – это стало модно. Какой-то захудалый ресторанчик с названием «Полоний» в Лондоне вдруг превратился в популярнейшее место, куда выстроились дикие очереди. Интересно, что искали рвавшиеся туда люди? Хотели пережить ужас – а вдруг и здесь радиоактивные следы? Хотелось содрогнуться? Или почувствовать себя очень смелым? Книги, телепередачи, кинофильмы, выходившие на Западе, все они эксплуатировали именно ужас и страх обывателя. Никаких попыток действительно разобраться в происшедшем. Законы шоу просты – есть злодей и есть невинная жертва. Всё остальное – лишнее. Впрочем, это тема уже для другой книги.