В древнегреческой мифологии дочь финикийского царя по имени Европа похитил Зевс, явившись к ней в виде быка. Увёз морем на остров Крит, и один из их сыновей стал легендарным царём Миносом, давшим имя минойской цивилизации. Название континента, по одной из версий этимологов, и произошло от имени царевны.
Похищение вообще-то акт насильственный. А в отношении континента вроде бы неприменимый. Тем не менее Европа, как и мифологическая царевна, всё же была похищена – против её воли, а потом вроде бы слюбилось, стерпелось. Хотя не всё так однозначно: противостояние с заатлантическим «похитителем» и его агентами внутри самой Европы происходило непрерывно. Вот, например, Греция.
Афины, декабрь 1944-го. Греки только изгнали нацистов, а в столице, колыбели демократии, снова бои. Британские войска зачищают город от Народно-освободительной армии – греческих коммунистов и левых. «Союзник» делает это в момент, когда Красная армия освобождает восток Европы и готовится к наступлению на Берлин. А вдруг красные принесут социализм и в Грецию?
В 1947-м Черчилль вернул грекам монарха – Павла I из немецкой династии Глюксбургов, который в комфорте пересидел войну на вилле в Египте. Его жена королева Фредерика тоже была немкой и даже внучкой кайзера Вильгельма II, состояла в Союзе немецких девушек, молодёжной организации нацистской НСДАП. А два брата королевы, офицеры СС, до конца войны сражались с русскими.
Кровопролитная гражданская война в Греции длилась до октября 1949 года: опасаясь больших человеческих потерь, партизаны объявили о прекращении огня. И вскоре, в начале 1950-х, Греция стала надёжным слугой США, взялась продвигать антикоммунизм и вписалась в НАТО.
Однако стремление к независимости продолжало жить в греческом обществе. В 1964-м новое правительство провозгласило суверенитет. А спустя три года, в апреле 1967-го, при поддержке ЦРУ произошёл военный переворот, власть захватила хунта «чёрных полковников». Её главарь Георгиос Пападопулос стал первым агентом ЦРУ, который занял пост главы европейской страны. А во время войны он служил нацистам.
Хунта рухнула из-за имперских амбиций в 1974-м. Тогда же Андреас Папандреу создал Всегреческое социалистическое движение, ПАСОК, и в 1981-м партия взяла половину голосов избирателей и более половины мест в парламенте.
Прошло немало времени, и вот наступил 2015-й. На референдуме по финансовой политике греки сказали «нет» мерам Евросоюза и МВФ, отстаивая независимость: 61% против 39% голосов. Хотя и знали: придётся затянуть пояса. Что сделал премьер-министр левоцентрист Алексис Ципрас? Он... маневрируя, поддержал предложенные «похитителями» меры вопреки мнению народа. Вскоре в страну прибыл новый американский посол, Джеффри Пайет, со свежим опытом организации переворота в Киеве. И пригрозил «майданом» в Афинах.
Примерно так же США «похищали» Францию и Италию, вмешавшись в послевоенные выборы в 1947–1948 годах, продолжали политическую «селекцию» и в последующие десятилетия. Но был и генерал де Голль: в 1966-м он удалил базы США из Франции. А сегодня президент Макрон уже не раз заявлял о необходимости нормальных отношений с Россией вопреки трансатлантической истерии. Да и Германия упорно, и опять же в манёврах, защищает «Северный поток – 2» и экономику от американского диктата.
Кто победит в противостоянии? Ясно, что нет ему конца. Хотя и «похищенная», Европа всё равно наш близкий сосед, и там есть немало здравых людей.