«Таинственный и тихий звук лишь чуткому доступный уху» – строки из эпиграфа, предпосланного Фантазии до мажор самим композитором, прежде всего адресованы исполнителю, интерпретатору. Чуткость слуха Соколова поразительна: знакомое по многим концертам произведение в его руках обретает абсолютную новизну. В одном из интервью он справедливо заметил: «Похожее становится ненужным…» Но ничего похожего у него просто быть не может. Кажется, в его руках возможности звука просто исчерпаны. Каждый – совершенство. Только профессиональным мастерством даже такого высокого класса подобного эффекта не достигнуть. Здесь ещё и редкие способности мысли, потребность в поисках смыслов, собственная духовная жизнь… Наверное, это состояние доступно не всем музыкантам. Поэтому Григория Соколова не с кем сравнивать, а каждое его выступление – событие редкое и исключительное. Жаль, доступное весьма незначительному кругу слушателей.
В Москве событием стал концерт Российского национального оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера Михаила Плетнёва. Исполнялись Симфония № 7 фа мажор Александра Глазунова и Десятая симфония ми минор Дмитрия Шостаковича. Михаил Васильевич не устаёт обращаться к незаслуженно забытым произведениям талантливых русских композиторов. Глазунов для многих в зале был открытием. «Пасторальная» симфония, преподнесённая оркестром как цветущий майский луг, весьма убедительно представила лирико-эпический симфонизм Глазунова.
Плетнёв дирижирует так же, как и играет: ясно, просто, вдохновенно. Особо это почувствовалось при исполнении симфонии Шостаковича. Мощная драматургия произведения была четкой, внятной и потому, видимо, захватывающей. А тема, заявленная в первой части кларнетом соло, как бы объединяла всё произведение. Какой кларнет! Потрясающее впечатление.
Печальная ситуация в Музее-квартире А.Б. Гольденвейзера. Его вынужденно покидают директор Анна Юрьевна Николаева и старший научный сотрудник Александр Серафимович Скрябин. Только их стараниями восстановлен интерес к творчеству Александра Гольденвейзера. В музее стали часто играть прямые ученики знаменитого пианиста и «внуки». Разобраны архивы, подготовлены интереснейшие книги, музей стал настоящим исследовательским центром, интерес к нему у музыкальной общественности очень высок. Многие музыканты считают честью выступить здесь. Николаева и Скрябин – неутомимые и талантливые пропагандисты музыки. Ну какому чиновнику понравятся такие замечательные результаты?! Замучили справками, проверками, мелким сутяжничеством и оскорбительным отношением. Музыкальная общественность столицы обратилась с письмом к министру культуры. Но ситуация по-прежнему беспокоит. Не поступить ли разумным образом: сравнить результаты деятельности талантливых историков музыки и чиновников Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. Глинки? И, может быть, назначить руководителем объединения Николаеву или Скрябина. Уверен, музыкальная культура уж точно выиграет.