Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 апреля 2016 г.
  4. № 17 (6551) (27.04.2016)
Искусство Колумнисты

«Похожее становится ненужным…»

28 апреля 2016

Самое ожидаемое фортепианное событие сезона наконец состоялось: в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии играл Григорий Соколов. В программе – Арабеска (соч. 18) и Фантазия до мажор (соч. 17) Шумана, два ноктюрна (соч. 32) и Соната № 2 Шопена. И еще вольная программа «на бис». Люблю его репетиции. В этот раз удалось проникнуть в зал накануне концерта. Картина неизменна: на сцене философичный, неторопливый, а главное, незаменимый на его концертах настройщик (другого такого нет!) Евгений Георгиевич Артамонов и сам маэстро. В диалогах. Всегда интересных. Немногочисленная публика затаилась и вслушивается в каждое слово. Есть во что вслушиваться. Оба знают инструмент в немыслимых для простого смертного подробностях. И именно сейчас все эти подробности должны обрести окончательную логику – до концерта считаные часы. Наконец разговоры смолкают, и вступает музыка. Маэстро «примеривается» к инструменту. Все репетиции – главным образом ради этого. Ну а вечером – праздник!

«Таинственный и тихий звук лишь чуткому доступный уху» – строки из эпиграфа, предпосланного Фантазии до мажор самим композитором, прежде всего адресованы исполнителю, интерпретатору. Чуткость слуха Соколова поразительна: знакомое по многим концертам произведение в его руках обретает абсолютную новизну. В одном из интервью он справедливо заметил: «Похожее становится ненужным…» Но ничего похожего у него просто быть не может. Кажется, в его руках возможности звука просто исчерпаны. Каждый – совершенство. Только профессиональным мастерством даже такого высокого класса подобного эффекта не достигнуть. Здесь ещё и редкие способности мысли, потребность в поисках смыслов, собственная духовная жизнь… Наверное, это состояние доступно не всем музыкантам. Поэтому Григория Соколова не с кем сравнивать, а каждое его выступление – событие редкое и исключительное. Жаль, доступное весьма незначительному кругу слушателей.

В Москве событием стал концерт Российского национального оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера Михаила Плетнёва. Исполнялись Симфония № 7 фа мажор Александра Глазунова и Десятая симфония ми минор Дмитрия Шостаковича. Михаил Васильевич не устаёт обращаться к незаслуженно забытым произведениям талантливых русских композиторов. Глазунов для многих в зале был открытием. «Пасторальная» симфония, преподнесённая оркестром как цветущий майский луг, весьма убедительно представила лирико-эпический симфонизм Глазунова.

Плетнёв дирижирует так же, как и играет: ясно, просто, вдохновенно. Особо это почувствовалось при исполнении симфонии Шостаковича. Мощная драматургия произведения была четкой, внятной и потому, видимо, захватывающей. А тема, заявленная в первой части кларнетом соло, как бы объединяла всё произведение. Какой кларнет! Потрясающее впечатление.

Печальная ситуация в Музее-квартире А.Б. Гольденвейзера. Его вынужденно покидают директор Анна Юрьевна Николаева и старший научный сотрудник Александр Серафимович Скрябин. Только их стараниями восстановлен интерес к творчеству Александра Гольденвейзера. В музее стали часто играть прямые ученики знаменитого пианиста и «внуки». Разобраны архивы, подготовлены интереснейшие книги, музей стал настоящим исследовательским центром, интерес к нему у музыкальной общественности очень высок. Многие музыканты считают честью выступить здесь. Николаева и Скрябин – неутомимые и талантливые пропагандисты музыки. Ну какому чиновнику понравятся такие замечательные результаты?! Замучили справками, проверками, мелким сутяжничеством и оскорбительным отношением. Музыкальная общественность столицы обратилась с письмом к министру культуры. Но ситуация по-прежнему беспокоит. Не поступить ли разумным образом: сравнить результаты деятельности талантливых историков музыки и чиновников Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. Глинки? И, может быть, назначить руководителем объединения Николаеву или Скрябина. Уверен, музыкальная культура уж точно выиграет.


Тэги: Музыка Семь нот
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS