Неотправленные письма: Стихи, проза, песни, сценарии. – Нижний Новгород: Деком, 2010. – 320 с. – 1000 экз.
Что мешает мальчику-филологу, пушкинисту, учителю, корабле- и домостроителю, поэту и главному редактору публицистических программ объединиться и?.. Да ничего и не может помешать. Это один человек. Всё время идущий, стремящийся: от мечты – к делу, от строительных и съёмочных площадок – к «горным громадам великих семантических рядов», к детям, к лодке и тишине, к дому и кораблю одновременно.
Книга, только что вышедшая в Нижнем, в издательстве «Деком», в основе своей публицистична. «Неотправленные письма» Юрия Немцова – разножанровое повествование, плотно завязано в одно целое, и пронизывает его эпистолярный публицистический цикл. «Неотправленные письма» – жгуче злободневные послания из сегодняшнего дня, адресованные А. Блоку, М. Горькому, П. Мельникову-Печерскому, Н. Толстой и другим неожиданным, известным и не очень известным людям-собеседникам… В них звучит всё, что мы привыкли считать классической русской литературой: совесть, слух, боль сегодняшнего дня и память о вчерашнем.
Юрий Немцов всю жизнь работает со словом – в журналистике, газетной и телевизионной. Пятнадцать лет назад он создал на ННТВ телепрограмму «Видеожурнал «Строй!», и с тех пор его эфир включает в себя кроме строительных пушкинские, например, болдинские сюжеты или путешествия-размышления из цикла «Дом и корабль». Они так хорошо звучат и «строят» именно потому, что автор имеет прямое отношение к искусству слова. Сценарии его фильмов, тоже вошедших в книгу – «Нижегородская Атлантида», «Ворота в Тибет», «Похвала русской печке», – самобытны и самоценны как художественные литературные произведения.
Немцов по складу души – искатель и хранитель не всегда опознанных и/или вдруг переоценённых ценностей. Очередное «веяние времени» всегда готово с лёгкостью сровнять что-нибудь с землёй. У нас в городе сейчас, например, удивительным образом легко исчезают здания из списка «архитектурных памятников». Но снос памятников – это снос памяти. Для тех, кто слышит. В конце семидесятых Юрию Немцову, тогда ещё не теле-, а просто журналисту, публицистическим словом удалось спасти от уничтожения, от «планового сноса», примерно равного «ковровой бомбардировке», исторический центр нашего древнего города. И сейчас, во времена совсем другие, он по-прежнему отстаивает и спасает каждый рукотворно-нерукотворный памятник нашего культурного самосознания, будь то дом на Ильинке или заповедная тишина вокруг легендарного, но по-особому беззащитного Светлояра. И это правда: можно отнять, а можно дать жизнь – словом:
Исчезнет всё. Но не исчезнет слово.
Оно стоит в начале и в конце.
Книга и размышления, её наполняющие, произросли в совершенно конкретном и неслучайном месте – географическом центре Русской равнины. В случае Юрия Немцова мы имеем дело с необычайным чувством земли. Он исследует наше место с высоты человечьего полёта и из глубины тысячелетий, и ему открывается театр геологических мистерий, куда после раскола литосферной плиты сошлись-сдвинулись однажды леса и горы, тайга и степи – все климатические зоны…
«…Здесь встретились Запад и Восток, Библия и Коран, здесь родился народ с окающим говором, умеющий водить хороводы и корабли, петь, летать и торговать, строить танки и писать великие книги. Здесь возник город, сначала предавший Москву, а потом её защитивший. Здесь, подобно тектоническому разлому, пролегла в народной душе трещина раскола. Здесь деньги стали рычагом, способным перевернуть мир, – и никого не спасли, когда мир перевернулся. Отсюда пошли медные сита, бестужевские капли, расписанная и закалённая в огне деревянная посуда, крылатые суда, экранопланы, лучшие в мире боевые самолёты, ядерная бомба. Здесь построены крепости, храмы, дворцы, заводы, плотины…»
Дух притяжения дома-земли спорит с духом странствий-путешествий. Получаются стихи и песни. Каждая прозаическая глава открывается в стихи – как в космос.
«Неотправленные письма» писались долго, много лет, и имеют важное качество: зрелость, интеллектуальную и духовную. Ясную и глубокую историческую память. Автор выходит к читателю по зрелому размышлению и имеет право предполагать, что обращается к читателю большому – во всех смыслах этого слова.
, НИЖНИЙ НОВГОРОД