Галина Вячеславовна РОЙ (1936–2007) была известна как бессменный редактор молодёжного литературного альманаха «Истоки», работой в котором и заслужила уважение нескольких поколений писателей. Она ушла из жизни, воплощая очередной творческий замысел своего крошечного, но стяжавшего добрую славу издательства РИФ «РОЙ». Отдавая дань памяти, мы обратились к друзьям и соратникам: Анне Гедымин, Андрею Шацкову и Сергею Телюку с просьбой сказать несколько слов о Галине Вячеславовне.
, поэт, давний автор альманаха
С Галиной Вячеславовной Рой я познакомилась в 1983 году, когда впервые принесла стихи в тогда ещё молодогвардейский альманах «Истоки». Двумя годами позже она стала редактором моей книжки. В ту пору многие издательские работники считали своим долгом «оставить след» в сочинениях молодых авторов: без видимых причин выбрасывали целые куски текста или, наоборот, что-нибудь дописывали. Редкий редактор отказывал себе в подобном «невинном» удовольствии. И как раз таким редким, тактичным, настоящим редактором была Галина Вячеславовна. Она ничего не изменила в предложенной рукописи, лишь вынула пару стихотворений с упоминанием Бога (в то время велась борьба с религией).
Так началось наше знакомство, длившееся без малого четверть века. Всё это время она занималась одним: помогала начинающим писателям. Это было смыслом её жизни. Она давала молодым возможность опубликоваться в «Истоках», потом – издать первую книжку, привлекала к выступлениям на регулярно проводимых истоковских вечерах, знакомила с «истоковцами» предыдущих поколений…
Сейчас вот пишу это и понимаю: после того как государство перестало поддерживать молодых литераторов, профессионально и постоянно заниматься их судьбой продолжила Галина Вячеславовна с тесной группкой ближайших единомышленников. Чего им стоило сохранить «Истоки», создать редакционно-издательскую фирму РИФ «РОЙ» и выстоять в условиях рынка, можно лишь догадываться.
Она умела сочувствовать, влюбляться в чужие сочинения и помогать авторам быть услышанными. Умела быть другом и советчиком. Именно поэтому давно уже не молодые, знаменитые писатели отвечали ей взаимностью и никогда не отказывали в помощи. Впрочем, какая уж такая помощь? «Напишите, пожалуйста, для «Истоков». «Не могли бы вы отрецензировать?» Говорят, в последние минуты жизни Галина Вячеславовна беспокоилась о том, как пройдёт истоковский вечер, который по воле судьбы состоялся в этот день. Вести его выпало нам с поэтом Сергеем Телюком. Зал был полон. Некоторые выступающие плакали.
, поэт, член редколлегии «Истоков»
Печататься в центральной прессе я начал поздно. А что поделать, если всю жизнь были стройки, да ещё ударные. Следовательно, ни свободного времени бегать по редакциям, ни соответствующих литературных связей не было. К 1996 году, имея четыре изданных сборника стихов, я оставался, по существу, мало кому известным и практически «никуда не вхожим», а главное – не знающим «куда входить» поэтом.
Но про «Истоки», появившиеся из недр «Молодой гвардии» и возглавляемые бессменным главным редактором Галиной Рой, я, конечно, слышал. Причём сам был свидетелем смешного случая в 1990 г., когда мой лучший друг, поэт Леонид Колганов, не мог найти в Москве ни одного, даже авторского (!) экземпляра издания со своими стихами. И это при 200-тысячном тираже альманаха! Такой популярностью пользовался альманах.
После вышедших в начале 90-х годов прошлого века так называемых афганских «Истоков», изданных в прежнем формате, настал безысходный трёхлетний перерыв.
Вот тут-то и пригодился я со своими «строительными» финансовыми возможностями. Галина Вячеславовна проявила порядочность и принципиальность, предварительно внимательно ознакомившись со всеми моими стихами, чтобы никто впоследствии не мог сказать, что-де очередной богатый графоман купил себе новый альманах. Правда, богатым я отнюдь не был и покупать ничего не собирался.
Помню свою встречу с Рой в её заваленной до потолка рукописями квартире на Красной Пресне. Даже дату помню – 13 декабря 1996 года. День «моего» святого – Андрея зимнего. Галина Вячеславовна была искренне рада помощи и честно пыталась со временем вернуть «долг».
Уже весною 1997 года «Истоки» вышли в новом формате, с новой обложкой, энергично выполненной художником Владимиром Райбергом.
Авторов в альманахе было не счесть, в том числе широко известных, вернувшихся в «Истоки», чтобы оглянуться на пройденный творческий путь, вновь почувствовать себя молодыми. Именно в таком творческом соревновании поколений можно было проследить направление движения отечественной литературы и сделать вывод, что, несмотря ни на что, она существует, и это тогда было главным.
Рой «навсегда» внесла меня в списки редколлегии, в которой я с определённой гордостью пребывал до апреля 2007 года.
Очень жаль, что заканчивать эти заметки приходится на грустной, почти трагической ноте.
За две недели до её смерти ушла из жизни моя горячо любимая мама.
В последнем номере «Истоков» Рой поместила статью о моей новой книге «Родные алтари» в рубрике «Возвращение к истокам», ещё не зная, что это «возвращение» будет последним для всех нас.
На её похороны, состоявшиеся в исступляющую майскую жару, я, убитый своим горем, прийти не смог. Однако в ближайшее время собираюсь на наше родовое Ваганьковское кладбище, где прибавились две свежие могилы, на одной из которых я ещё не был.
Простите меня за это, Галина Вячеславовна!
поэт, член редколлегии «Истоков»
Обычное дело: когда наверху новоиспечённые властители «делят пирог» – внизу народ голодает. А уж о духовной пище в такие периоды и говорить не приходится. Времена перемен…
В начале 90-х прошлого века в издательстве «Молодая гвардия» закрыли альманах «Истоки». Что поделать, оказалось – в новых экономических условиях издание, публикующее молодых авторов (до 35 лет), не то чтобы не рентабельно, но требует слишком кропотливой работы.
Кроме авторов «Истоков» на все четыре стороны был отпущен и редакционный коллектив. И вот он-то (коллектив) на общем собрании решил создать для продолжения выпуска альманаха редакционно-издательскую фирму «РОЙ».
С одной стороны, символическое значение слова «рой», на мой взгляд, не требует дополнительных разъяснений; а с другой стороны – возглавила всё это главный редактор «Истоков» Галина Вячеславовна Рой.
Предпринимались две попытки возрождения издания. Первая – в 94-м вышли «Истоки», в которых собранные повести, рассказы и стихи в большинстве своём были связаны с понятием «афганская война». Вторая – в 97-м, к которой я имел непосредственное отношение.
Галина Вячеславовна, конечно, рисковала. Хотя и не без колебаний, и не без неоднократных разговоров с потенциальными членами редколлегии, она решила влезть в долги и начать собирать материал к новому (после 3-летнего перерыва) выпуску… Редактированием и составлением сборника вместе с ней занималась Елена Николаевна Ерёмина. В инициативную группу, ставшую ядром редколлегии, кроме меня входили Валерий Дударев, Нина Краснова, Валерия Сычёва и Андрей Шацков (правда, он подключился позднее). Работа закипела. Но вдруг оказалось, что пропали первая вёрстка и деньги, предназначенные для расчёта с типографией. И тут-то настала очередь Андрея Шацкова. Именно при его посредничестве нашлись люди, которые дали нужную сумму на издание. А вот, например, Владимир Райберг бесплатно выполнял художественное оформление этого и двух последующих номеров «Истоков» (в дальнейшем использовалось оформление Ирины и Павла Чикиных, бессменных верстальщиков альманаха). Существенную помощь оказывали: Алексей Дидуров, Виктор Липатов, Сергей Мнацаканян, Николай Дмитриев, Александр Трофимов, Юрий Чернов, Александр Щуплов и, конечно же, Николай Константинович Старшинов.
В июне второй попытке возрождения исполнилось ровно десять лет. За это время увидели свет 19 выпусков (а за всю более чем 35-летнюю историю альманаха – 42: до начала 90-х – 22; в 1994 г. – «афганский» – 1; наших – 19). «Истоки» стали не только изданием молодых. Мы ввели соответствующие разделы, в которых печатались авторы независимо от возраста и даже места жительства (из ближнего и дальнего зарубежья). Регулярно проводились «истоковские» вечера в ЦДЛ, на которых, бывало, Малый зал набивался битком. И всё это – благодаря Галине Вячеславовне Рой.
Уже больше месяца прошло со дня смерти Галины Вячеславовны, но до сих пор мне звонят авторы и спрашивают: что будет с «Истоками»? Не знаю. Жаль, конечно, потерять один из старейших альманахов, на страницах которого делало первые шаги подавляющее большинство сегодняшних писателей среднего и даже старшего поколений. Разве что предпринять третью попытку…
