Недавно в Зарайске отметили 85-летие со дня рождения Владимира Ивановича Полянчева – «зарайского Нестора», как называл друга писатель Юрий Нагибин. Ещё не всё его литературное наследие опубликовано; дочь краеведа, Ольга Владимировна, подготовила к печати книгу отца «Зарайский литературный небосвод».
Особо отмечалась роль Владимира Полянчева в событии, произошедшем уже после его ухода из жизни: в селе Моногарово Зарайского района была обнаружена могила отца Фёдора Михайловича Достоевского. Она считалась утраченной с 1930-х годов. Её поиски начинал Владимир Иванович. О связях русского гения с этим уголком Подмосковья подробно рассказывается в «Зарайском литературном небосводе». Будущему писателю было девять лет, когда его родители купили в селе Даровое небольшое имение. В течение десятилетия семья Достоевских проводила здесь летние месяцы. В романе «Братья Карамазовы» обильно представлена топонимия здешних деревень, урочищ, оврагов, лесов. В конце жизни писатель приезжал в село Моногарово на могилу отца. Владимир Полянчев скрупулёзно, по крохам собирал все малейшие подробности этих событий, и его архив помог в поисках захоронения. Благодаря розыскам Полянчева найдены и переданы в музей некоторые вещи, принадлежавшие семье писателя; краевед ещё застал людей, которые в своё время прислуживали в усадьбе Достоевских.
Заметное место на зарайском литературном небосклоне занимает, конечно, другой наш классик – Александр Иванович Куприн. Он служил здесь в лесничестве, обмерял участки местных крестьян. На основе зарайских впечатлений созданы такие его произведения, как «Болото», «Мелюзга», «На глухарей», «Чёрная молния», «Фердинанд», «Бредень», и ряд других. Куприн восхищался местным говором, говорил, что правильней русской речи, чем у зарайского «простонародья», он нигде не слышал (заметим, писал он это в годы своей парижской эмиграции). Ещё раньше, в середине XIX века, в Зарайском уезде жил известный русский поэт Лев Мей, на слова которого Чайковским и другими композиторами написано много прекрасных романсов. Кроме того, Мей тяготел к фольклору, к былинам и народным сказаниям:
Ох ты, батюшка,
город Зарайск новоставленный!
На крутой на горе ты красуешься,
На Осётр на реку ты любуешься
И глядишься в неё веселёхонек…
В Зарайском уезде – корни нашего гениального писателя советской эпохи Михаила Шолохова. У него казачкой была мать, а отец, выражаясь языком того времени, – иногородний, из зарайских купцов. Кстати, в этих краях и сейчас многие коренные жители носят фамилию Шолохов. Будущий автор «Тихого Дона» не раз приезжал сюда в детстве…
Интересен творческий путь самого Владимира Полянчева. Его дочь рассказывает, что отец, отвоевав артиллеристом Великую Отечественную войну, демобилизовался лишь в 1950-м году. В числе первых дел по возращении в родной Зарайск он запланировал посещение могилы скульптора Анны Голубкиной – драматическую историю жизни своей знаменитой землячки он узнал ещё в армии, из статьи в журнале «Огонёк». Но на городском кладбище её могилы он не нашёл, ничего не смогли сказать ему и в краеведческом музее. И Владимир Полянчев начал «копать». Он познакомился с племянницей Голубкиной, служившей ей моделью при создании ряда работ. Собирая сведения о скульпторе, Владимир Полянчев незаметно расширял сферу своих интересов, увлекаясь историей родного края. Результатом этой работы стала «Зарайская энциклопедия», сначала печатавшаяся в районной газете (первое её книжное издание появилось только в 1995 году).
Затем Полянчев создал атлас Зарайского района с рисунками, картами, схемами и подробными комментариями. В него вошли несколько десятков статей, посвящённых известным людям, чьи судьбы связаны с Зарайском. Среди них – полководцы князь Дмитрий Пожарский и маршал Советского Союза Кирилл Мерецков, меценат, создатель Театрального музея в Москве Алексей Бахрушин, артистка Валентина Сперантова и многие другие.
Ольга Владимировна вспоминает, что далеко не всегда и не у всех отец находил поддержку своим усилиям. В советские времена иные чиновники, да и некоторые музейные работники, ретиво проявлявшие «классовый подход» ко всему на свете, не могли понять, например, интереса Владимира Полянчева к героине русской истории зарайской княгине Евпраксии, которая, после гибели мужа от рук варваров, чтобы избежать участи наложницы монгольского хана, вместе с маленьким сыном выбросилась из высокого окна своего терема и разбилась насмерть. Полянчев упорно искал, анализировал документы, и в результате могила княгини и её сына была найдена. Сейчас на этом месте установлен памятник-часовня. Князь Фёдор, отказавшийся отдать степным дикарям свою жену на поругание и убитый за это, княгиня Евпраксия и их маленький сын причислены нашей церковью к лику святых. А ещё полвека тому назад воспитанные на марксизме «специалисты» отрицали само существование этих людей…
Точно так же отрицали и существование так называемого Белого колодца, сведения о котором сохранились в народной памяти. Владимир Полянчев, работая в архивах, выяснил, что 29 июля 1225 года в Зарайск из Корсуня была доставлена икона Николая Мирликийского, которая стала потом называться Николой Заразским (Зарайским). Святыню привезли греческий священник Евстафий Корсунский, его супруга Феодосия и их сын Евстафий Второй, который впоследствии стал на Руси выдающимся книжником, автором «Повести о разорении Рязани Батыем». На правом берегу реки Осётр, в том месте, где горожане встречали икону, забил источник. По инициативе Полянчева, после того, как он определил место святого источника, оно было расчищено, и источник забил снова. Теперь там возвели часовню.
…В 2003 году именно в Зарайске состоялся первый форум краеведов России. И не местный патриотизм, а объективность оценок требуют признать, что большую роль в этом сыграл Владимир Полянчев. Недаром его ценили и уважали такие авторитеты, как, например, академик Дмитрий Лихачёв. И хорошо, что память о «зарайском Несторе» берегут в его родном городе.