Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 мая 2021 г.
Телеведение

Поколение лучших

Век великих кинематографистов

26 мая 2021
Григорий Чухрай и Валентин Ежов

Сценарист Валентин Ежов и режиссёр Григорий Чухрай – лауреаты всех самых высоких советских премий, прославленные, признанные во всём мире открыватели нового русского киноязыка, создатели фильмов, которые восхищали и восхищают, волновали и волнуют.

Выдающиеся российские кинематографисты родились сто лет назад. Оба фронтовики. Принадлежат к тому поколению, которое почти полностью полегло на полях войны. Их совместный великий фильм «Баллада о солдате» посвящён именно этому поколению.

Новизна и огромное обаяние «Баллады о солдате» заключались в том, что собственно военный подвиг героя был в ряду других, не менее важных, мирных подвигов, которые он совершал по дороге домой. Спасал, помогал, нёс справедливость, тратил себя и своё время на других так, что на встречу с матерью не осталось и минуты. Герои Владимира Ивашова, Жанны Прохоренко, Евгения Урбанского и других прекрасных артистов раскрывали лучшие качества нашего народа, открывшиеся в те страшные времена.

У Чухрая был и другой великий фильм, имевший огромное значение, он перевернул отношение зрителя 50-х к Гражданской войне. Это была уже не война добра со злом и классовая борьба народа со своими угнетателями, а национальная трагедия. В «Сорок первом» по повести Бориса Лавренёва впервые белогвардеец, сыгранный народным любимцем, красавцем Олегом Стриженовым, предстал не врагом и даже не запутавшимся, а жертвой. Собственно, и он, и убившая возлюбленного Марютка, сыгранная Изольдой Извицкой, трагические фигуры.

У сценариста же Ежова был другой уникальный фильм, который стал всенародно любимым. Новизна «Белого солнца пустыни» (сценарий написан совместно с Рустамом Ибрагимбековым, а поставлен фильм Владимиром Мотылём) не только в великолепном освоении советским кинематографом жанра вестерна, но и в создании образа служивых: советского красноармейца и царского таможенника – обоим было «за державу обидно». Ежов создал архетипы русского человека ХХ века. Уже более полувека не только Россия, но и всё постсоветское пространство не мыслит себя без этого фильма и его героев.

У двух ровесников были ещё очень разные, замечательные ленты: у Ежова – магическая эпопея, снятая Андреем Кончаловским, «Сибириада», драма «Крылья», поставленная Ларисой Шепитько, и гротескная комедия «Тридцать три» – Элемом Климовым, а у Чухрая – «Чистое небо», «Жили-были старик со старухой» и многие другие.

Ученики великих вгиковских мастеров Довженко, Ромма и Юткевича Чухрай и Ежов потом тоже вели мастерские, передавали свой опыт новым кинематографистам. Они прожили большую жизнь, пережили страшное время крушения великой страны и отечественного кинематографа, но в созданном ими есть такой заряд энергии и таланта, который позволяет надеяться на возрождение. И не только кинематографа.

Александр Кондрашов

Тэги: Кондрашов Александр Валентин Ежов Рустам Ибрагимбеков Григорий Чухрай
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Пресволочнейшая штуковина»

    05.10.2022
  • Миссия выполнима

    28.09.2022
  • Жестокая метафора

    14.09.2022
  • В поисках нового

    03.08.2022
  • Назвавший «Председателем»

    20.07.2022
  • Оправдывая отцеубийц

    67 голосов
  • Константин Сёмин: «Я не имею права останавливаться»

    61 голосов
  • «Критерием для меня всегда была совесть»

    56 голосов
  • Всё минется, Звягинцев останется?

    56 голосов
  • Тридцать лет спустя

    55 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS