«ЛГ» беседует с нивхским писателем, лауреатом Государственной премии России, почётным президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Владимиром Санги.
Поздравляем автора с 75-летием, желаем доброго здоровья, терпения и сил в творчестве и общественной деятельности!
– Владимир Михайлович, вы — первый нивхский писатель. Появились ли сегодня новые имена в литературе нивхов?
– Да, появились. Это талантливая молодая очеркистка сахалинка Зоя Слежакова, амурчане – публицист Евгений Гудан и поэт Дмитрий Вайзгун. Все только русскоязычные. Поколения нивхов моложе 60 лет родной язык не знают. Это следствие многолетней сахалинской «национальной политики», в основе которой этнофобия и паразитическое отношение властей разных уровней к нивхам, орокам, эвенкам.
– Чтобы сохранить многовековую культуру своего народа, вы многое сумели сделать: утвердить официально письменность для нивхов, подготовить и выпустить учебники нивхского языка, перевеcти для школьников произведения Л.Н. Толстого и других классиков. С конца 90‑х работает уникальный этнокультурный проект: «Нивхское стойбище. Жилое». Как сегодня живут нивхи? Какие насущные проблемы ещё не решены?
– Я полагаю, к концу ХХ века все вышеперечисленные сахалинские «туземцы» перешагнули черту, за которой – гуманитарная катастрофа. Ещё несколько лет назад я собрал такую статистику. В селе Вал Ногликского района проживает бывший оленеводческий народ ороки (уйльта) – их около 200 человек. Из них мужчин дееспособного возраста 42 человека, ни один не женат. В Ногликском районе около 800 нивхов, нивхских семей менее десяти.
– В вашем рассказе «Путешествие в стойбище Лунво» подробно описывается медвежий праздник. Проводятся ли он сейчас? Какими ещё национальными праздниками гордятся нивхи?
– Тысячелетняя память нивхов гордится своими великими праздниками: Питул – праздник обновления природы (по названию месяца Питул – вторая половина мая – начало июня); Мухитилон (месяц поднятия лодок – конец октября и начало ноября). Этот праздник завершается проводами молодых охотников в тайгу на промысел во главе с опытными добытчиками. Все праздники организуются и проводятся родовыми вождями.
Что касается праздника «Чхыф лызлызнд» – русские его называют медвежьим, большевистские идеологи с целью выдавить из сахалинской жизни нивхскую духовность придумали областную Спартакиаду народов Севера и наложили её на время проведения «Чхыф лызлызнд» – конец февраля, март. Два года назад сахалинские власти реанимировали Спартакиаду. И чтобы она имела этническое лицо, включили в неё некоторые обряды. И сделали это настолько невежественно, что праздник обернулся сплошным святотатством…
– В каком состоянии духа подошли к своему 70-летию? С какими творческими идеями? С какими надеждами?
– Что касается моего проекта «Нивхское стойбище. Жилое», совсем недавно я выступил с предложением федеральной концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера и самоорганизации нивхов. Губернатор Хабаровского края поддержал идею создания нивхских районов с особым статусом. Краевая дума уже работает над соответствующими изменениями в законодательстве. Это – огромный прорыв в политической жизни Дальнего Востока. Надеюсь, то же самое произойдёт в ближайшее время и на Сахалине.
Беседу вела
От редакции: возможно, высказывания интервьюируемого покажутся читателям чересчур резкими, но это мнение человека, знающего о проблемах нивхов не понаслышке, «голос с места», и он, безусловно, имеет право прозвучать.