«Господа судьи! Я выступаю здесь как представитель Союза Советских Социалистических Республик, принявшего на себя основную тяжесть ударов фашистских захватчиков и внёсшего огромный вклад в дело разгрома гитлеровской Германии и её сателлитов.
Я обвиняю подсудимых в том, что они подготовили и осуществили вероломное нападение на народы моей страны… В том, что, развязав мировую войну, они превратили её в орудие массового истребления мирных граждан, в орудие грабежа, насилия и разбоя.
Теперь, когда в результате героической борьбы Красной армии и союзных войск гитлеровская Германия сломлена и подавлена, мы не вправе забыть о понесённых жертвах, не вправе оставить без наказания виновников и организаторов чудовищных преступлений.
Во имя священной памяти миллионов невинных жертв фашистского террора мы предъявляем подсудимым полный и справедливый счёт».
Из выступления на Нюрнбергском процессе 1945–1946 годов Главного обвинителя от СССР Р.А. Руденко
22 июня 1941 года гитлеровские войска обрушились на Советский Союз. К этому времени Гитлер покорил почти всю Европу. Польша «воевала» с гитлеровцами лишь 17 дней, Франция – 44, другие страны и того меньше.
Севастополь же защищался 250 дней, беспримерная в истории Ленинградская блокада длилась 900 дней, Киев сражался с фашистами 73 дня. Одессу фашисты осаждали 69 дней, Смоленск – 60. Оборона Сталинграда продолжалась 162 дня.
В июле 1941 года Черчилль писал Сталину: «Мы все здесь очень рады тому, что русские оказывают такое смелое, мужественное сопротивление совершенно неспровоцированному безжалостному вторжению нацистов. Храбрость и упорство советских солдат и народа вызывают всеобщее восхищение. Мы сделаем всё, чтобы помочь Вам… Нам нужно лишь продолжать прилагать все усилия, чтобы вышибить дух из злодеев».
В ответном послании Сталина 18 июля 1941 года говорилось, что военное положение Советского Союза, равно как и Великобритании, было бы значительно улучшено, если бы был создан второй фронт против Гитлера на Западе (Северная Франция) и на Севере (Арктика). «Легче всего создать фронт именно теперь, когда силы Гитлера отвлечены на Восток…»
Но союзники предпочитали помогать материально. В Архангельск были посланы 200 самолётов, ботинки, сукно, продукты. Черчилль 26 июля 1941 г. писал: «Великолепное сопротивление русских армий в защите родной земли объединяет всех нас. Предстоящей зимой Германии придётся испытать ужасную бомбардировку… Мы сделаем всё, что в наших силах».
В августе 1942-го советское руководство вынуждено заявить, что ситуация с оттягиванием открытия Второго фронта «наносит Советскому Союзу моральный и фактический урон».
Открыть второй фронт в 1942 году неоднократно обещал президент США Рузвельт, но…
В феврале 1943-го Рузвельт поздравил Сталина с «эпической победой у Сталинграда, которая навсегда прославила Ваше имя… Командиры и бойцы Ваших войск на фронте, мужчины и женщины, которые поддерживали их, работая на заводах и на полях, объединились для того, чтобы покрыть славой оружие своей страны и стать примером для всех объединённых наций».
Всю войну лидеры союзников не скупятся на красивые слова в адрес нашей армии, но и после открытия второго фронта постоянно просят усилить действия Советской армии против нацистов. И удивляются, когда советская сторона отмечает, что в апреле 1945 года, в преддверии Победы, немцы легко сдают американцам свои города, но отчаянно сражаются за каждую деревню в Чехословакии, чтобы не пустить советские войска в Германию.
Победа досталась страшной ценой, страна потеряла в ходе войны 8,5 миллиона бойцов и командиров, 19,5 миллиона мирного населения. То есть погибли 25 процентов жителей оккупированных районов. Каждый четвёртый. Из 5,5 миллиона человек, угнанных в Германию, погибли 3,4 миллиона.
Наши солдаты гибли и на чужой земле, спасая мир от фашизма. Страны, в которых они гибли, сами освободиться от фашистской оккупации были не в состоянии. Цена освободительной миссии в Великой Отечественной войне – около 1,5 миллиона убитых и 3 миллиона раненых советских солдат. Мир должен помнить: советский народ спас от уничтожения себя и мировую цивилизацию. Как писал Александр Твардовский:
О том ли речь, страна родная,
Каких и скольких сыновей
Не досчиталась ты, рыдая
Под гром победных батарей...
И в заключение слова ныне почти забытого чешского журналиста Юлиуса Фучика, казнённого фашистами: «Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте!.. Пусть же павшие в бою будут всегда близки вам как друзья, как родные, как вы сами!.. Пали целые поколения героев».
Все поколения страны должны помнить: подвиг советского народа в спасении человечества от фашистской чумы – величайшая страница всемирной истории. Пересмотру не подлежащая.
, профессор