Виктория Пешкова
«Мастера искусства – защитникам Отечества»: тема майского номера журнала «Русское искусство» в пояснениях не нуждается.
Членов редакции и авторов объединяло чувство причастности к тому, о чём рассказано на страницах номера, ведь у каждого в сердце бережно хранится семейная история – частица общей народной памяти. Наши деды-прадеды восемьдесят лет назад очистили мир от коричневой чумы. Наши друзья и близкие сейчас ликвидируют новые «штаммы» этого смертельного вируса, поразившего европейскую цивилизацию и грозящего неисчислимыми бедствиями всему человечеству. Не все могут держать в руках боевое оружие, но каждый способен воевать в своём окопе. Именно так и подходили к работе над майским выпуском журнала.
В честь великого праздника в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу развёрнута масштабная выставка «1418 дней. К 80-летию Великой Победы», где можно увидеть не только полотна, впечатанные в генокод нации («Немец пролетел» Пластова или «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» Юона), но и те, что почти неизвестны широкой публике. Однако куратор выставки Ирина Седова смысловым центром своего рассказа сделала историю создания грандиозного мемориала «Курская битва», установленного на Огненной дуге, подчеркнув тем самым актуальность темы номера.
Портреты на фоне эпохи – давняя традиция журнала. Наталья Буянова, старший научный сотрудник отдела рукописей ГТГ, знакомит читателя с дневниками Марины Николаевны Гриценко, внучки П.М. Третьякова. Отказавшись эвакуироваться из Москвы, она работала в оргкомитете Союза советских художников – вела документацию, готовила выставки, помогала мастерам решать насущные проблемы, спасала семейные архивы. Художник Сергей Оссовский вспоминает своего отца Петра Павловича Оссовского, одного из родоначальников «сурового стиля», в юности рвавшегося от мирного мольберта на фронт. Искусствовед Галина Андреева рассказывает, как Средняя Азия и Закавказье стали «землёй спасения» для огромного числа музейных работников, художников, скульпторов, эвакуированных из европейской части нашей страны.
Не могла редакция обойти вниманием военные судьбы музейных собраний. Журналист Наталия Иванченко попыталась проследить, какая участь постигла произведения художника-передвижника Николая Ярошенко. Хронику эвакуации и возвращения бесценных коллекций Смоленского государственного музея-заповедника поведала его хранитель – Валентина Склеенова.
Каждый художник, прикоснувшийся к теме защиты Отечества, видит войну через свой собственный прицел. У читателя есть возможность убедиться в этом, сопоставив полотна Александра Дейнеки, Аркадия Пластова, мастеров боевого плаката из республик Кавказа и Средней Азии, художников-фронтовиков ленинградской академической школы и тех, кто сегодня продолжает работать над темой, – живописцев и скульпторов Студии имени М.Б. Грекова, стремящихся не просто зафиксировать, но и осмыслить ход истории, творящейся на наших глазах.
Известный журналист, военный фотокорреспондент Василий Проханов делится размышлениями о том, насколько ограничивает свободу творчества работа в горячих точках. Автору этих строк, театральному критику, представилась счастливая возможность рассказать о воплощении новой драматургии – темы СВО – на сцене российских театров. Публикуется глава из книги доктора искусствоведения Татьяны Малининой, посвящённая самой грандиозной сценической площадке Европы – ЦТКА, ныне Центральному театру Российской армии. Бойцы и ветераны СВО частые гости не только в армейском театре, но и в Третьяковской галерее. О впечатлениях от посещений прославленного музея с сегодняшними героями беседовала завсектором редакционно-издательского отдела ГТГ Елизавета Филиппова.
История совершила круг, и нам, нынешним, предстоит, по завету поэта, «хлебом и песней, мечтой и стихами» быть достойными тех, кто стоял и стоит на страже Отечества.