Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Полесский рубеж Бориса АСАФЬЕВА

01 января 2007

МУЗЫКА

Мы вспоминаем Бориса Асафьева, главным образом, как автора всемирно известного балета «Бахчисарайский фонтан», многих историко-публицистических книг и статей о русской, славянской, западноевропейской музыкальной культуре. Между тем, существует огромный архив музыкально-поэтического фольклора восточных и южных славян, фортепианные и симфонические переложения, созданные Асафьевым в 1930-40-х годах. По мнению композитора и пианиста Игоря Стравинского, «формирование общих эстетических принципов послевоенной музыкальной культуры славянских народов было одной из основных задач творчества, да и всей жизни Бориса Асафьева. Эту задачу он выполнил с честью». Даже в неимоверно трудных условиях блокадного Ленинграда Асафьев сочинял фортепианные, симфонические произведения, оперы и балеты, досконально обрабатывал не только русский, белорусский, украинский, но и болгарский, югославский, чехословацкий музыкальный фольклор. Осенью 1940 года Б.В. Асафьев впервые побывал в Полесье и Волыни, где, по его словам, «собрал столь значительный музыкально-поэтический и исторический материал, работа с которым наверняка воплотится в произведения различного жанра, но, скажу прямо, – общеславянского характера».
Борис Асафьев неоднократно выступал с лекциями в белорусских и украинских музыкальных учебных заведениях, часто встречался с композиторами, поэтами, вокалистами, хореографами, историками Белоруссии, Украины, а также Чехословакии, Югославии, Болгарии, Польши. Асафьевские произведения – оперы «1812 год», «Минин и Пожарский», «Под Москвой в сорок первом», как и опера «Славянская красавица» (по мотивам русских былин), балеты «Кавказский пленник», «Ночь перед Рождеством», «Суламифь», «Милица» (о югославских партизанах) и «Пламя Парижа» продержались на белорусской и украинской сценах вплоть до конца 1970-х годов. Главная причина забвенья, похоже, политическая: по архивным документам, планировалось создать в первой половине 1950-х годов «Конфедерацию славянских народов и государств», но «послесталинское» руководство СССР отказалось от такой идеи. Упомянутые же творения Асафьева, по мнению известного белорусского композитора и вокалиста Владимира Мулявина, «объединяли музыкальное творчество славян и его историю с эстетикой в мощный культурно-межнациональный, но этнически единый пласт, способствуя единению славянских народов».
В 1947-м году Асафьев сделал предварительные (рабочие) варианты оперно-хореографического спектакля «Полесье», по форме напоминающего многие аналогичные произведения Рихарда Вагнера. Спектакль был переименован в «Белорусский рубеж» в 1948 году. Эта работа отражает почти всю новейшую историю Белоруссии: сопротивление белорусов жёсткой и едва ли не бессрочной католической экспансии, воссоздание единой Белоруссии в 1939 году, героическая оборона Бреста, Витебска и Орши в 1941-м, партизанское движение Белоруссии, знаменитая операция Красной Армии «Багратион» в 1944 году. Первые репетиции состоялись в 1948-49 годах в Минске, Витебске, Москве, Смоленске. В одном из писем знаменитой балерине Галине Улановой в 1948-м году Асафьев откровенно признался: «Давно пора создать нечто вроде многожанрового – к примеру, оперно-хореографического эпоса об истории, этнической и культурной общности славянских народов. Главные первичные источники этой темы я нахожу и в русской «глубинке», и в Белоруссии. В дальнейшем надеюсь собрать необходимый материал в Болгарии и Югославии. Мой «югославянский» балет «Милица» или некоторые его фрагменты могут стать одним из сюжетов общеславянской трансформации «Белорусского рубежа». Возможно, новое произведение назову «Славянский рубеж». Надо бы успеть – сколько времени мне ещё отпущено?..»
Увы, замысел не осуществился: Борис Владимирович, избранный в феврале 1948-го председателем Союза советских композиторов, ушёл из жизни в ночь на 19 января 1949 года.
Как отмечал в своих воспоминаниях заслуженный работник культуры России и Белоруссии Виктор Киселёв, «Борис Владимирович был человеком энциклопедических знаний. Я полагаю, что музыковеды многих стран, даже те, кто не был учениками Асафьева, обязаны ему результатами своих исследований, своих сценических успехов и обязаны с глубокой благодарностью вспоминать о своём общении с этим выдающимся человеком». 

Алексей БАЛИЕВ

Обсудить в группе Telegram

Алексей Балиев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS