Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Полетаев, служивший швейцаром

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Кто сказал, что настоящая русская литература умерла, захлебнулась в пене бульварщины, заблудилась в дебрях постмодернизма? Нет, она жива! А вот и её «маленький человек» – «И. Полетаев, служивший швейцаром» – из одноимённой повести (Мария Бушуева. «Модельерша». – М.: ГИТИС, 2007). Это, конечно, уже не станционный смотритель и не Акакий Акакиевич. XX век научил его, что «человек – это звучит гордо», наделил амбициями, а мечтам придал масштабность. Но жизнь безжалостно вытеснила Полетаева на обочину. Он фактически маргинал, но не хочет этого замечать. «…Служивший швейцаром, официантом в вагоне-ресторане, скромным искусствоведом в краеведческом музее, работавший каменщиком, маляром, бывший контрабандистом, спекулянтом и прочая, прочая, прочая», теперь он продаёт с рук у метро фальшивые драгоценности.

Эта пародийно опрокинутая биография многих советских писателей XX века здесь далеко не случайна – Полетаев мечтает пристроить свою единственную графоманскую пьеску и взлететь на вершину жизни. Он жалок и смешон. Ему впору удавиться, как горьковскому Актёру, но Полетаев ещё этого не понял. Мир ещё тянет к нему свои щупальца: «удавиха» (сожительница-работодатель) сбывает через него свою бижутерию, «драматургиня» вымогает несуществующие деньги, голубоглазая «барби», обманываясь полетаевским враньём, надеется пролезть в мир кино. Но «присосаться» к Полетаеву уже практически невозможно. Он мыльный пузырь, надутый собственными амбициями и фантазиями. Он пустая шкурка с блёкнущими на глазах красками. Ложь – это единственное, на чём держится создаваемый им образ непризнанного гения. Ложь виртуозная и отчаянная, романтическая и расчётливая – Полетаев обманывает всех! Кого легко и непринуждённо, как голубоглазую Мариночку, кого цинично злорадствуя, как свою работодательницу, кого глупо и безнадёжно, как «драматургиню», пытаясь спасти свою последнюю надежду на успех. Ложь вообще царит в повести, заполняя всё её художественное пространство.

Для героев это, по сути, – универсальная форма бытия. Врёт не только Полетаев, врут все. Вокруг центрального персонажа закручивается своеобразный карнавал лицедейства. «Драматургиня» разыгрывает целый спектакль с якобы умирающим мужем, чтобы выманить у Полетаева его мифические «парижские» деньги. Её «умирающий» муж, в свою очередь, «хоронит» уже её саму, торгуясь за картину. Домработница Мариночка выдаёт себя за богатенькую дочку, «удавиха» торгует левыми драгоценностями. Фантасмагория всеобщего надувательства создаёт в повести атмосферу абсурдности мира, безвременья и распада. Особенно достаётся от автора почему-то женщинам. «Проклятущая самка капы» – любимое определение Полетаева подозрительно близко и повествователю (невольно вспоминается, что после великих XIX века были уже Фёдор Сологуб, а позже Набоков – с их, мягко говоря, суровым отношением к женскому полу). Но тщетно паучихи плетут свои сети – вырвется из них и просто растает в пространстве «влажной, сверкающей равнины», растворится в «запахах цветов и трав» мыльный пузырь Полетаев, «служивший когда-то швейцаром и прочая, прочая, прочая», мечтавший о славе «непризнанный гений», выдавленный безумным социумом прочь, в никуда.

И всё-таки нет в повести беспросветного мрака. Наверное, потому, что его нет в душе у автора. Затхлый мирок лицедеев и приспособленцев не единожды размыкается большим, волнующим миром иного бытия, ненавязчиво, но постоянно присутствующим контрастным фоном и немым укором мышиной возне Полетаева и компании. Прекрасный язык, тонкий, необычный, слегка грустный юмор – прочтите, и вы увидите: жива русская литература!

Борис РУМЯНЦЕВ

Обсудить в группе Telegram

Борис Румянцев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS