На страницах литературного издания «Российский колокол» – не только художественные произведения, но и интервью, рецензии, критические обзоры, статьи. Кроме известных современных поэтов, прозаиков, драматургов авторами журнала нередко становятся и молодые литераторы.
«Вот и новый выпуск «Российского колокола» вновь собрал ярких представителей культуры, науки, литературы и искусства, – написала Анастасия Лямина в слове редактора к № 1–2, 2018. – Это и Саша Кругосветов со своим новым романом «Клетка», который мы будем публиковать на страницах журнала в течение этого года. Как отметил Александр Гриценко: «Кругосветов начинал как детский писатель, который плавно ушёл в литературу для взрослых. Роман «Клетка» пограничный во всём: он между модернизмом и постмодернизмом, он между сказкой и реализмом. Писатель создаёт мир духовный и мир чувственный, и мир чувственный есть воплощённое зло…»
Рецензируя «Цветные рассказы» Саши Кругосветова, Елизавета Булавина отметила, что «это ещё один удавшийся потрясающий эксперимент автора, пробуждающий в читателе целую палитру чувств и настроений» (№ 1–2, 2018). «Рассказы различаются по стилю, по языковой атрибутике и использованным литературным приёмам», – прокомментировал сам Кругосветов в беседе, опубликованной в том же номере.
Кроме «Клетки», на страницах «Российского колокола» – проза Ирины Ракши (№ 3–4, 2018), Натальи Якушиной (№ 5–6, 2018), Георгия Каюрова, Максима Шарапова, Олена Лисички (№ 7–8, 2018). Последний пишет не только для взрослых, но и для детей. В № 1–2, 2018 – сказочные истории, которые автор изначально создавал для своих дочерей. В разделе «Голоса провинции» – проза астраханского писателя Максима Жукова (№ 3–4, 2018) и уроженца Саратовской области Валерия Миронова (№ 5–6, 2018).
В 2018 году в «Российском колоколе» были опубликованы рассказ литератора из Калмыкии, редактора регионального журнала «ЛИФФТ» Валентины Боован Куукан (№ 7–8, 2018) и стихотворения дончанина, проживающего в Киеве, Дмитрия Спирко (№ 3–4, 2018; № 7–8, 2018). В № 1–2, 2018 был представлен фрагмент романа общественного деятеля, Генерального консула РФ в Варне (2005–2009 гг.), почётного жителя Варны Анатолия Щелкунова «Ангел милосердия». Литературные критики назвали книгу «учебником по дипломатии», ключом к которой писатель считает миротворчество.
Поэзию на страницах журнала представили Александр Мамонтов (№ 1–2, 2018), Олег Ефимов (№ 3–4, 2018), Анатолий Ливри (№ 5–6, 2018), Николай Калиниченко и воспитанники его молодёжной секции «Кашалот» (№ 7–8, 2018). «Идея организовать секцию была не моя, – признался Николай Калиниченко, – но с подачи моих добрых друзей Дмитрия Цесельчука, Нины Давыдовой и Натальи Рожковой всё задышало. По итогам работы секции в 2017 году вышел сборник «Созвездие Кита», получивший полифонический резонанс в центральной периодике».
Надо сказать, что творчеству Анатолия Ливри в журнале уделено немало внимания. Помимо стихотворений и публицистической работы «Русисты-расисты» (№ 3–4, 2018), в № 1–2 – предисловие Сергея Есина к одному из поэтических сборников автора. По мнению Есина, «стихи Анатолия Ливри не для чтения в метро» и «требуют усилий для восприятия». В том же номере – работа Елены Коломийцевой «Поэзия не для всех», посвящённая Анатолию Ливри, и её стихотворение о нём. Как отмечает критик, «стихи автора живут в контексте постмодернистской реальности, причудливо переплетающей первоисточники».
Принципиально иные, взращённые на фундаменте поэзии золотого века, стихи Олега Штельмана. О его творчестве Максим Замшев в рецензии «Канонический поэт» сказал, что оно «всеми своими корнями оттуда, из времён классических од и предельного философского поэтического сосредоточения».
Что касается драматургии, то в № 1–2, 2018 была опубликована фэнтези-сказка Павла Хицова «Тепло», а в № 5–6, 2018 – пьеса о супер(не)героях Максима Потоцкого «Закон сохранения» и пьеса «Селфи со Сталиным», написанная Татьяной Ворониной и ставшая лауреатом Международного драматургического конкурса «ЛитоДрама» 2017–2018 гг. Характерно, что все драматические произведения – не реалистические, а фантастические. Эту линию продолжает и рассказ Дмитрия Лазарева «Антихейтер» (№ 7–8, 2018).
Представляет интерес культурологическая статья Алексея Астафьева «Язык современной фантастики» (№ 3–4, 2018), созданная на материале книги Р. Злотникова, А. Махрова «Разговор с вождём». В фокусе внимания автора статьи оказываются военная лексика, преобразование слов. «Корпус окказиональных слов, обнаруженных нами в книге Р. Злотникова и А. Махрова, весьма невелик, но выразительно значим для понимания её смысла», – отмечает Астафьев.
Завершая обзор, отмечу: «Российский колокол» представляет литературный процесс во всём его многообразии, предлагая читателю широкую палитру жанров и направлений.
Наталья Милёхина