Евгений Примаков. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 540 [4] с.: ил. – (ЖЗЛ: Биография продолжается: сер. биогр.; вып. 3).
«По-настоящему Евгения Максимовича Примакова знают немногие. Сдержанный на телеэкране, он в реальности искренний и жизнерадостный человек. Пишет стихи, любит застолья и хранит верность друзьям. Он сделал блистательную карьеру – руководитель разведки, министр иностранных дел, глава правительства. Академик Примаков – один из наиболее заметных политиков России. Поразительным образом он популярен среди разных политических сил. Об этом книга Леонида Млечина, который попытался создать объёмный – политический и человеческий – портрет Примакова». В процитированной краткой «молодогвардейской» аннотации даётся, пожалуй, самая ёмкая и адекватная характеристика новой книги из серии «ЖЗЛ». Ключевые слова здесь – «попытался создать»...
О том, насколько объёмен портрет, написанный «известным журналистом, писателем, историком, телевизионным обозревателем (и т.д.)», читатели наверняка рассудят по-разному. Человеческие качества Примакова, ярко и всесторонне проявленные в великом множестве событий его богатейшей биографии, в общении с близкими, друзьями, руководителями и подчинёнными, соотечественниками и иноземцами, Млечин действительно обрисовал добросовестно и, что называется, со знанием дела.
Что же касается «политического лица» Евгения Максимовича, то вряд ли перед всяким прочитавшим эту книгу оно предстанет вполне чётким, во всех отношениях осмысленным. Главный виновник этого, по-видимому, сам герой книги, человек, который, даже находясь на вершине государственной власти, отнюдь не стремился к публичности, поелику возможно избегал каких бы то ни было скандалов, вёл себя как прирождённый дипломат, мудрый, не склонный к всевозможным «ангажементам» арбитр. И это немаловажное обстоятельство в книге отражено.
Однако есть и другая причина, по которой политический портрет Примакова напоминает эдакое модернистское полотно – каждый увидит в нём то, что захочет лицезреть. В отличие от героя книги её автор явно не грешит политической беспристрастностью.
Леонид Млечин даже в этом произведении не считает нужным скрывать (хотя бы ради создания иллюзии объективности) личные симпатии к скандально известным предшественникам Евгения Максимовича в российском правительстве. Представляет их, творцов «либеральных реформ» и прочих дефолтов, едва ли не выдающимися деятелями современности, коих, увы, не оценили, мол, по достоинству неблагодарные сограждане. С такими идейно-политическими предпочтениями, конечно же, непросто растолковать почтенной читающей публике политику Примакова на посту премьера, поведение, мотивы действий во главе правительственной «пожарной команды», призванной потушить пламя масштабного экономического кризиса 1998 года. И уж совсем проблематично для откровенно либерального журналиста Млечина объяснить неблаговидную роль его тогдашних коллег, беспрерывно набрасывавшихся на «пожарных» с криками: «Не так тушите! А керосином не пробовали?»
Вот как представил взаимоотношения Примакова с прессой конца 90-х автор его жизнеописания: «Примаков, пожалуй, только с журналистами не нашёл общего языка. Он едва не настроил против себя средства массовой информации, выговаривая им за то, что они необъективны к правительству... Евгений Максимович серьёзно относится к своим словам и к чужим, поэтому так эмоционально откликается на недовольство газет и телевидения. А журналисты были недовольны тем, что глава правительства мало с ними встречается».
Вот в чём, оказывается, была главная проблема тех, кого когда-то невзлюбила пресса под командованием Березовского–Гусинского: встречаться надо было чаще!..
Нельзя не отметить: книга Леонида Млечина написана простым, всем понятным языком, содержит большое количество фактов из жизни Евгения Примакова, и в этом – её главные достоинства.