Книги хороши, когда всё описанное в них автор испытал на собственном опыте. Особенно это касается общественно-политических трудов: никакая теория здесь не в силах поверить практику, как алгеброй гармонию. Такова и только что увидевшая свет книга «Человек и политика», написанная известным политиком, дипломатом, экспертом-международником, ныне сенатором Александром ДЗАСОХОВЫМ. 3 апреля он отмечает 75-летие, и редакции «ЛГ» от всей души поздравляет его с юбилеем.
– Александр Сергеевич, каких выводов в книге больше – печальных или обнадёживающих?
– Мне трудно судить. Я лишь старался нарисовать картину той эпохи, в которую я жил. А в политике с разной степенью активности я нахожусь уже 50 лет. Эта книга – не статистический, а «смысловой» итог моей жизни. Я откровенно говорю о том, о чём сокрушался эти полвека, чем могу гордиться, а что оставило на сердце рубцы и шрамы, которых, увы, немало.
У меня большой, как говорят, послужной список: я работал и послом Советского Союза в Сирии, на очень важном для нас внешнеполитическом направлении, был членом Политбюро ЦК КПСС, дважды «входил в бурный Терек» в роли главы Северной Осетии, моей родины. Как и миллионы людей, я вырос и сформировался в СССР, мощном многонациональном государстве – стране огромных исторических достоинств и упущенных возможностей. Уверен: страну можно было сохранить. Если бы один вождь не пытался её столь спешно реформировать, а второй – злобно и радостно разрушать…
– Обнадёживает, когда комиссию Совфеда по культуре возглавляет Александр Сергеевич. Если серьёзно, то не спрашиваем, что государство должно делать для культуры. Что оно хотя бы может?
– Мы сейчас должны завершить работу над базовым законом о культуре, вплотную заняться законом о творческих союзах. Но нельзя всё сводить к холодному и спокойному законотворчеству. Политик должен не менторским тоном что-то внушать деятелям культуры, а с их помощью проникнуться чувствами огромных масс людей. Я вспоминаю наш недавний трёхчасовой разговор с известными кинорежиссёрами разных поколений, встречи с художниками и мастерами народных промыслов, беседы с архитекторами о градостроительной политике… Нас призывают защитить нравственность и духовность, сберечь классические традиции и народную культуру. В этом смысле сенаторы должны подставить плечо представителям творческой интеллигенции, и я рад, что мы находим с ними общий язык…