
С возвращением Дональда Трампа в Белый дом в 2025 году на повестке дня вновь встали вопросы о природе его политического курса. Их число не уменьшилось и после его выступления перед законодателями США. Как и в последующее время. Хотя многие аналитики считают, что второй срок президентства Трампа демонстрирует не просто классический правый популизм, а нечто более радикальное – постмодернистскую версию фашизма, адаптированную к реалиям XXI века. Есть ли основания для таких оценок?
Прежде всего стоит напомнить, что фашизм – это доктрина и идеология прошлых и современных фашистских движений. Он характеризуется ультранационализмом, расизмом, идеей расовой исключительности, абсолютным приматом национальных и государственных интересов, антикоммунизмом, корпоративизмом, синдикализмом, высокой степенью государственного регулирования в экономике и социальной жизни, а также рядом других особенностей.
Традиционные формы авторитаризма опирались на чёткие идеологические рамки и структурированные партийные аппараты. Однако политика Трампа строится на принципах медийного спектакля, где реальность и вымысел зачастую сливаются в единое постмодернистское представление. Через социальные сети, мемную культуру и радикализированные конспирологические теории он конструирует альтернативную реальность, в которой любые факты поддаются ревизии, а враги превращаются в символические фигуры тотального заговора. Как отмечает философ Славой Жижек (словенский культуролог и социальный философ фрейдомарксистского толка. – Ред.), современный популизм строится на «игре знаков», где истина становится вторичной по сравнению с эффектом воздействия.
Фашизм XX века был идеологически жёстким, апеллировал к национальной идентичности и использовал строгие догматы. Современный правый радикализм, который можно увидеть в словах и действиях Трампа, гораздо более гибок. В его риторике идеи национального превосходства сочетаются с релятивизмом, где «Америка прежде всего» больше похоже на бренд, чем на философскую доктрину. Это позволяет вовлекать различные группы – от традиционных консерваторов до молодых сторонников интернет-культуры. Известный американский лингвист, философ и теоретик Ноам Хомский указывает, что Трамп использует национализм как инструмент отвлечения общества от реальных социальных и экономических проблем.
Если классические авторитарные режимы стремились к порядку, то новая версия фашизма использует хаос как инструмент. Постоянное создание кризисов – будь то иммиграционный коллапс, торговые войны или судебные разбирательства – делает общество уязвимым и зависимым от «сильного лидера». Всё заметнее, что Трамп использует нестабильность не как проблему, а как метод укрепления власти. Ряд исследователей предупреждает, что подобные методы ведут к постепенному разрушению демократических институтов.
Одним из ключевых механизмов фашистской риторики является конструирование врага. Однако если в прошлом это были чётко очерченные группы (евреи, коммунисты, масоны), то в постмодернистском варианте враг постоянно меняется. Это могут быть «либеральные элиты», иммигранты, транснациональные корпорации, СМИ или глубинное государство. Такая текучесть позволяет адаптировать ненависть под текущие политические нужды. Как отмечает философ из США, представительница постструктурализма Джудит Памела Батлер, подобная риторика играет на страхе и создаёт миф о вечной угрозе, что оправдывает репрессии.
Вместо традиционного подавления инакомыслящих в стиле тоталитарных режимов прошлого современный правый популизм использует цифровые технологии, алгоритмы социальных сетей и информационные атаки. Создание параллельных медиапространств, активное использование ботов и влияние на общественное мнение через нейросети позволяют управлять сознанием без физического насилия. Известный писатель, эссеист и сценарист Джордж Сандерс, критикуя Трампа, подчёркивает, что цифровые технологии стали инструментом политической манипуляции, где реальность подменяется искусственно созданными нарративами.
Против идейных основ политики Трампа выступает ряд не только философов и политологов, но и деятелей культуры. Например, актёр Роберт Де Ниро не раз жёстко критиковал его авторитарные замашки. Писательница Маргарет Этвуд, автор «Рассказа служанки», предупреждает о рисках скатывания общества к тоталитаризму. Музыкант Брюс Спрингстин в своих выступлениях подчёркивает важность противостояния популизму и политическим манипуляциям.
Постмодернистский фашизм, который сейчас начинает олицетворять Трамп, представляет собой новый тип авторитаризма, использующий технологии, гибкость идеологии и управление хаосом для укрепления власти. Этот феномен трудно уложить в привычные рамки классического тоталитаризма, но его влияние на миропорядок и демократические институты уже становится очевидным. Как предупреждает целый ряд интеллектуалов и деятелей культуры, борьба с этим явлением требует осознания новых форм политической манипуляции и активного сопротивления.
Красноярск