В советские времена у всех киностудий СССР была обязанность кроме комедий, мелодрам и других смотрибельных лент делать идеологически правильные фильмы: про героев войны и революции, Ленина и его соратников, про трудовой подвиг и т.д. И в этом сегменте поначалу делались выдающиеся, любимые народом фильмы: «Чапаев», «Ленин в октябре», «Коммунист», «Член правительства», «Смелые люди»... Но чем ближе к нашему времени, тем больше среди них стало художественно слабых лент, которые наносили ущерб советской идеологии, – фальшь в этих фильмах раздражала зрителей и отвращала от власти и её «светлых идей», но догматики и начётчики, закосневшие в руководстве КПСС, требовали фильмов к дате... Что-то похожее сейчас происходит с американским кинематографом, только идеологически правильными называются не марксистско-ленинские идеи, а либерал-феминистские.
В этом году на кинопремии «Оскар» впервые официально действуют новые стандарты, обязывающие кинематографистов обращаться к темам, где затрагиваются проблемы меньшинств, в первую очередь сексуальных. Более того для них и в съёмочных группах тоже должна соблюдаться квота. Илон Маск раздобыл шокирующую информацию и поделился ею в своей сети. В компании Disney среди документов для внутреннего пользования появилась инструкция, в соответствии с которой теперь отбираются актёры. В каждой картине должно быть не менее 50% геев, темнокожих и представителей других меньшинств. При этом «особенными» должны быть не только актёры, но и творческие, и технические сотрудники. По принципу «ущемлённости» определяется и карьерный рост.
Приведут ли со временем подобные меры к тому, что в американском кинематографе меньшинство станет большинством? С тридцатых годов прошлого века говорили, что Голливуд сделал Америку, что он сделает с ней теперь? А как идеологическое давление сказывается на кинолентах, какие ценности они отстаивают и как «политика партии» сочетается с их художественной ценностью? Во всех фильмах-номинантах, нами уже рассмотренных, стандарты соблюдены, даже в «Наполеоне» откуда ни возьмись появился чернокожий генерал. В «Оппенгеймере» и «Убийцах цветочной луны» тема ущемления прав японцев и индейцев. Рассмотрим ещё две ленты.
Падение чего?
В «Анатомии падения» (постановщица Жюстин Трие) темы «ущемлённости» на первый взгляд нет.
Во французских Альпах живёт семья. На вид вполне обыкновенная домохозяйка (Сандра Хюллер), немолодая, не красавица, но известная писательница даёт интервью молодой журналистке. Её сынок, плохо видящий подросток, уходит гулять с собакой-поводырём, а молодой муж (Сванн Арло) занимается ремонтом на втором этаже дома, стучит молотком, потом включает громкую музыку, мешая записи интервью на первом этаже, вследствие чего его приходится прервать, журналистка уехала. Через некоторое время сын с собакой возвращаются с прогулки и натыкаются на окровавленное тело отца, упавшего, видимо, со второго этажа. Мальчик зовёт мать, она прибегает, вызывает скорую, полицию. Муж мёртв. Подозревают жену, она говорит, что спала и ничего не слышала, но предположить, что муж сам по неосторожности выпал или выбросился и таким образом кончил жизнь самоубийством, очень трудно. Дело долго распутывается в суде, и становится понятно, что отношения между супругами были плохими: муж, литератор-неудачник, завидовал успехам жены, кроме того, он подозревал, что она изменяет ему. И не напрасно, действительно изменяла, но не с мужчиной, а с женщиной. Возможно, это обстоятельство стало главной подспудной причиной того, почему героиню суд в конце фильма оправдывает.
Однако не ясно до конца, что случилось на самом деле, скорее всего, была ссора (а судя по сохранившимся у мужа записям, они происходили часто), в результате которой жена оттолкнула мужа, и он неудачно выпал из незастеклённого окна, ударившись головой о крышу крыльца. Но суд решил, что мужчина выпал сам...
Неприятно то, что в фильме, удостоенном главной премии Каннского фестиваля и пяти оскаровских номинаций, не видно раскаяния и сожаления жены. А главное, никого не беспокоит, что она лгала о своей полной непричастности к смерти мужа, ведь как минимум она довела его до самоубийства, а если подтолкнула? В суде нет искреннего сожаления о гибели молодого здорового человека. Заметно смещение в отношении к мужчинам, теперь это люди как бы второго сорта. Как будто в современном западном обществе мужчина уже не глава семьи и даже не равный её член, а поражённое в правах нечто, не заслуживающее пощады и жалости. Вот что поразительно и неприятно, и это кроме магистрального в либерал-феминизме – краха традиционной семьи.
Однако и фильм, и его название многозначны: может быть, речь идёт не только о конкретном неудачном падении мужа со второго этажа, но и о глубине нравственного падения героини, которая убила и не испытывает угрызений совести, а также об упадке общества, которое ввиду доминирования новой идеологии не замечает страшных последствий её насаждения.
Коллизия
«Маэстро» Брэдли Купера, где он же сыграл заглавную роль Леонарда Бернстайна, а Кэри Маллиган – его жену Фелицию Монтеалегре, получил семь номинаций на «Оскар». Для большинства российских зрителей судьба выдающегося композитора и дирижёра, написавшего музыку к «Вестсайдской истории», и его жены будет неожиданной и шокирующей. Смолоду имевший пристрастие к однополой любви талантливый композитор в начале 50-х женится на девушке из Аргентины, которую он, конечно, полюбил, но от старых пристрастий не отказался. Тогда нетрадиционная ориентация была подсудна (вплоть до 70-х годов ХХ века, когда статьи за мужеложество постепенно стали в некоторых штатах отменять и только в XXI веке отменили во всех), и «подозрительные» мужчины имели меньше шансов сделать хорошую карьеру. Так что в женитьбе Леонарда был и расчёт. Содержание фильма в основном касается этой не часто встречающейся семейной коллизии, которая закончилась крахом семьи. У них было трое детей, и каково было им узнавать, что папа – тот человек, в отношении которого хулиганы в школе употребляют крайне обидные, оскорбительные для мужчин слова. Трудно было и жене, ведь она любила Леонарда, ревновала, мучилась, но любила. Через 25 лет брака он ушёл от жены, так как ему надоело врать – с одной стороны, с другой – потому что в штате, где он поселился со своим партнёром, статья против гомосексуалистов была отменена. Супруга так, видимо, всё это переживала, что заболела раком, из-за чего Леонард вернулся в семью, но спасти Фелицию от смерти не удалось.
Артисты эту семейную драму разыграли хорошо, особенно Кэри Маллиган, которая много и убедительно играла женщин, так сказать, пострадавших от всевозможных мужских причуд и преступлений. Брэдли Купер с приклеенным носом тоже был неплох и убедителен, правда, подумалось: каково гетеросексуальному артисту в кадре целоваться с мужчинами... Режиссёр Купер построил фильм абсолютно в соответствии с «линией партии», он, конечно, на стороне великого музыканта-бисексуала, а чрезмерные страдания Фелиции связаны с её патриархальным аргентинским воспитанием. Мораль такая, что в наше продвинутое время тех проблем, которые превратили жизнь Фелиции в ад, не было бы.
Да, в США сейчас нет необходимости что-то скрывать и из соображений карьеры или безопасности жениться и заводить детей. Но в случае Бернстайна и семьи бы не было, и три новых человека на свет не появились бы. А если бы не было новых оскаровских стандартов, то и подобных фильмов тоже не было бы. Кстати, в прокате он с треском провалился.