Алесь Кожедуб. Мерцание золота. Дорога на Москву: романы. – М.: У Никитских ворот, 2021. – 664 с. – 1000 экз.
Два произведения, составившие новую книгу Алеся Кожедуба, связаны между собой многочисленными содержательными и художественными нитями. Они несомненно и нескрываемо автобиографичны, что уже подтверждается выбором повествования от первого лица. Когда потребовалось сформулировать основные черты «нового реализма», одним из важнейших признаков было названо то, что авторы этого направления зачастую не проводят демаркационной линии между собой и героем, от имени которого ведётся рассказ. Это было свойственно прозе К. Паустовского, М. Пришвина, В. Солоухина, Ю. Трифонова, Ю. Казакова. Затем эстафету приняли В. Гусев, С. Есин, В. Крупин, П. Паламарчук, Е. Чернов и многие другие.
А. Кожедуб тоже стоял у истоков возникновения новой модификации русской реалистической литературы. Он не делал докладов, не выступал на конференциях, так как не является теоретиком. Он – практик и своими книгами доказывает приверженность правде жизни.
Роман «Мерцание золота» во многом выстроен на впечатлениях от общения с интересными людьми, в первую очередь – с литераторами. А. Кожедуб много десятилетий присутствовал в литературном процессе Минска и Москвы, работал на телевидении, в издательстве «Советский писатель» и других редакциях. Наблюдая за поведением писателей на службе, в Центральном доме литераторов, во Внуковском литфондовском городке, в ходе многочисленных поездок по стране и за её рубежи, он тонко подмечает личные черты и поступки. А они не всегда проникнуты благородством и высокими творческими принципами. Но реализм есть реализм, и надо писать так, как было.
Чтобы не нанести болезненный удар по самолюбию собратьев по перу, автор нередко прибегает к эвфемизму: незначительно изменяет имена и фамилии. Как правило, разгадать, что в том или ином случае имеется в виду, нетрудно, но только для того, кто вхож в писательское сообщество. Человеку со стороны разобраться, кто есть кто, вряд ли удастся. Так что же, это литература для литераторов? Я бы так не сказал.
Суть в том, что писательские посиделки и разговоры, ссоры и скандалы у Кожедуба накладываются на конкретные исторические обстоятельства. За повседневными писательскими отношениями видится канва жизни всего народа, этапы его существования: поздний застой, перестройка, реформы, новая экономическая реальность.
Ещё более понятным широкому читателю может быть роман «Дорога на Москву». Архетип завоевания столицы, путь провинциального полесского юноши в святая святых отечественной словесности кровно связаны с судьбами сотен тысяч людей. Невиданная популярность фильма «Москва слезам не верит» подтверждает тезис о том, что история про Иванушку, становящегося царевичем, близка миллионам наших и не только наших современников.
Достоверность рассказываемым историям придают чувство юмора и живой пластичный язык прозы Кожедуба. У какого читателя не потекут слюнки от живописания смачного белорусского выезда на природу!
«На густой мураве были раскинуты десятка полтора скатертей. На них ровными рядами стояли вёдра с клубникой. Рядом пускали в глаза зайчики трёхлитровые банки с земляникой. В больших мисках дымилась только что отваренная картошка. На трёх блюдах лежали, зажав в зубах по морковке, жареные поросята. Казалось, они обожрались и уснули посреди всей этой роскоши. Бесчисленные тарелки были наполнены с горкой котлетами, голубцами, колдунами, курами, утками, карасями, карпами. Прямо в сковородах всучивалась кровянка – свежая свиная кровь, зажаренная с гречкой. На деревянных разделочных досках лежали толстые бруски паляндвицы – закопчённой в можжевеловом дыму свиной вырезки и круги домашней, как у нас говорили – «пальцем пханной» – колбасы. Где-то в глубине я разглядел тарелочку со своим любимым сальтисоном – свиным желудком, набитым печёнкой, лёгкими и почками...»
Сергей Казначеев