Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 декабря 2023 г.
Культура

Полный «кумар»: в Краснодарском театре драмы показали «Анну Каренину»

19 декабря 2023
Фото – Юлия Маринина

Новый спектакль «Анна Каренина» в Краснодарском краевом академическом театре драмы им. Горького обещал быть значительным и смелым, но, несмотря на интересную постановочную команду, оказался, увы, скоропостижным. Для меня Анна с первых своих шагов на сцене попала под поезд… Сказать, что в театре нет актрис, способных сыграть знаменитую толстовскую героиню, нельзя. При огромном желании можно найти (просто с актерами надо работать, подчас вытаскивая их суть). Однако режиссер-постановщик Дмитрий Егоров сделал распределение, отчасти странное, а с другой стороны, вполне понятное, выбрав супругу главного режиссера Татьяну Башкову. Страшно далекой от всяких Карениных и прочих аристократических особ, артистке больше пошел бы тот советский театр, где девушки и женщины укладывали рельсы, а не ложились на них.

Другую Анну сыграла Евгения Белова, одна из красивых актрис труппы, но изящество Евгении – от ледяной девы и, как полагается, с внутренней температурой ниже нуля. Сам главреж Арсений Фогелев, давно перешедший рубеж пылающей молодости, тоже не отказал себе в удовольствии «сверкнуть» в стати героя-любовника, то есть Вронского. В итоге вместо бравого гвардейского офицера пришлось лицезреть этакого усталого и помятого жизнью конторского служащего. Но Арсений Владимирович привык быть центром сияющего круга и непременно играть в звезду. Вронский Михаила Дубовского (при всем росте и фактуре артиста) выглядел в совершенно неудачном костюме переростком-гимназистом. И таких несовпадений в постановке предостаточно.

Егоров в краснодарской «драме» уже ставил «Записки из мертвого дома» Ф.М. Достоевского, и, надо признать, та работа – лучшее, что имеется в нынешнем хаотичном, непродуманном репертуаре театра. В «Записках» сохранена авторская интонация, внешне спокойная и ироничная, и в то же время показана вся трагедия русского острога. Мне кажется, в «Анне Карениной» Дмитрий Егоров «заигрался» формой, отчего и получился сплошной аттракцион.

Художник-постановщик Сергей Илларионов создал сценографию, так скажем, вне времени, представляющую собой что-то вроде бетонного короба с лестницами, упирающимися в глухую стену. Перед нами непробиваемое, безжизненное, мрачное, глухое пространство, и эта серость продолжается и в костюмах, приближенных к современности, как и гироскутеры, кофе в пластиковых стаканчиках, смартфоны и трансляция на экран крупных планов. Кстати, очень опасная вещь для актера, в чьих глазах пустота и непонимание. Видеопроекции нами уже виделись в Достоевском, вот только Толстому они никак не помогают. И практически все действующие лица без остановки дымят «электронками», и этот кумар должен создавать, по задумке режиссера, то ли туманную завесу, то ли иллюзию паровозного дыма. В спектакле весь драматизм действия подкрепляется пением и танцами (режиссер по пластике Сергей Ларионов), движениями конвульсивными, переходящими в гримасу тела. А картонные фигуры и звуковая партитура с шансоном, альтернативным роком, голосом Далиды и прочее – стилистически вовсе не собраны воедино.

Во втором акте Анна, разодетая в подобие пеньюара, в своем монологе двигается под стать Айседоре Дункан (возможно, режиссер имел в виду образ босоножки как метафору «против течения»). Соединив два века, Дмитрий Егоров напрочь вычеркнул из толстовского романа Россию, впрочем, нет ее и в инсценировке Ярославы Пулинович, по которой поставлен спектакль: крайне неудачной, нелогичной, хотя она и пыталась сохранить линию семьи. Тему родственных уз желал высветить и режиссер, однако громко произносить монологами толстовский текст - еще не значит вскрыть его суть.

Поразительно, но из двух составов, кроме двух актерских работ, сложно какого-то назвать. Ансамбля нет и в помине, а вот Алексей Мосолов в роли Каренина вызывает отклик. Высокопоставленный чиновник на самом деле предстает трагической фигурой, человеком страдающим. И в этом же составе можно отметить Левина Андрея Бражника. Его Константин Дмитриевич чуть чудаковатый, импульсивный, цельный, увлеченный. В такого Левина веришь, веришь в его отрешенность и самодостаточность. И странно, что постановщик не увидел в бывшем севастопольском актере (недавно приехавшем в Краснодар) Вронского, но такому герою нужна и соответствующая Анна. А вот Кити (Елизавета Варенникова и Анастасия Довбыш) вышла пустышкой, особой легковесной. Если не знаком с романом, то совершенно не понимаешь, за какие такие заслуги Константин Дмитриевич выбрал себе в жены Екатерину Александровну Щербацкую. Здесь меньше всего вины играющих, все претензии стоит адресовать драматургу и постановщику. Печально, что провальной оказалась и у одной актрисы, и у другой прощальная встреча с маленьким сыном. Когда читаешь ее у Льва Толстого, то подступает комок к горлу, в нашем же случае трагическая сцена смотрится проходным, мимолетным эпизодом.

Дмитрий Егоров попытался соткать спектакль-метафору, спектакль-символ, спектакль вне всякого быта, но горькая история женщины, искавшей любви и следовавшей зову сердца, а не законам общества, вышла кричащей, суетливой, с лобовыми сценическими приемами, в декорациях же, напоминающих застенки, мемориал, крематорий или склеп, можно запросто поселить и трагедию Шекспира.

Лишь уход главной героини, решенный без всякой аффектации, наездов паровозом и прыжков в оркестровую яму, как в соседнем музыкальном театре, оправдан этим пароизвержением. Люди словно машины, и Анна с красным кошельком в руках, который хранил ее маленький сын Сережа как память о маме, спокойно покидает бренный мир. Красиво, трогательно, но, к сожалению, общей ситуации не меняет.

Тэги: Театр Спектакль
Обсудить в группе Telegram

Александр Геннадьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Чистый экстракт

    18.12.2024
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS