Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Полосатые вёрсты России

01 января 2007

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

«Мерседес» пушкинских времёнВ Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке развёрнута новая масштабная выставка «От западных морей до самых врат восточных» – Россия пушкинского времени в гравюрах и картах, в дорожных справочниках, путеводителях и тех мельчайших приметах, из которых и складывается эпоха.

35 тысяч вёрст – такова приблизительная длина пушкинских странствий по России. Почтовая карта Российской империи 1829 года с нанесёнными на ней маршрутами поездок Александра Сергеевича занимает всю стену главного зала экспозиции: Аккерман и Одесса, Арзрум и Георгиевск, Уральск, Симбирск, Екатеринослав… Точки на карте. Но что за ними? Ища ответ на этот вроде бы не такой уж и сложный вопрос, ловишь себя на том, что оторваться от замысловатого скрещения пунктирных линий почти невозможно. Кажется, ещё мгновение, и ты разглядишь нечто, ранее от тебя ускользавшее.

Разумеется, мы привыкли измерять путешествия Пушкина в единицах поэтических, а не метрических. Нам легче представить Александра Сергеевича с пером в руке за любимой конторкой, чем в кибитке посреди заснеженной равнины. Но появлению на свет бессмертных строк нередко предшествовали долгие вёрсты по искристым зимним, пыльным летним и непролазно непроходимым осенним дорогам родимого Отечества. Российские дороги и сегодня далеки от совершенства, а в начале XIX века поездку за 500 вёрст от столицы по трудностям и неудобствам можно было приравнять едва ли не к кругосветному путешествию. И всё-таки дорога была одной из любимейших тем поэта:

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика…

Песни были долги, как и дороги. Александр Сергеевич, как чиновник IX класса, имел право только на трёх лошадей. Своих-то у него не было, и путешествовать он мог только на казённых, которых выдавали проезжающим на почтовых станциях в строгом соответствии с «высочайше утверждёнными» расписаниями. Они, кстати, предусматривали и скорость, с коей надлежало странствовать: «обыкновенных проезжающих» дозволялось зимою возить со скоростью не более двенадцати вёрст в час, летом – десять, а осенью так и вовсе только восемь. Сами эти расписания тут же – в витринах. Жаль только, что полистать их нельзя.

Что мог видеть путешественник из окна своего транспортного средства? Гравюры, литографии, живописные работы городов столичных, уездных и губернских и даже скромных деревень – немые свидетельства того, как выглядела два столетия назад великая империя. Часть представленных экспонатов принадлежит уникальному собранию известного ленинградского коллекционера Павла Губара, которое в середине 70-х было передано в дар Московскому пушкинскому музею.

Как выглядели и чем занимались обитатели пушкинской эпохи, тема тоже весьма занимательная. Недаром в те времена были весьма популярны альбомы с жанровыми зарисовками «народных типов». Знаменитые издания Беланже, Щедровского, Дж. Дациоаро были не менее содержательны, а кое в чём, пожалуй, и превосходили современные «популярные» атласы, заполняющие полки киосков с прессой. Однако прелесть этой выставки в том, что здесь нашлось место не только фундаментальным источникам, но и тому, что именуют «случайными чертами» времени. Лежит в одной из витрин скромный альбом в сафьяновом переплёте, который так и хочется назвать девичьим. Четыре строки на французском и сделанный пером пейзаж с тропинкой, убегающей неизвестно куда. Кто был этот Damien Klakatchoff, кому адресовано сие нежное послание? Так ли уж это важно… Печально, что сегодня такие послания никто никому не пишет. А если бы и написал, то от него не осталось бы и следа: эсэмэска живёт ровно столько, сколько летит от телефона к телефону. Дальше – пустота.

Да что письма, если семейные фотографии, того и глядишь, тоже перестанут существовать как необходимая составляющая нашей жизни. Будет ли у наших пра-правнуков возможность всмотреться в наши лица, как мы всматриваемся в лица тех, для кого отрезок времени, именуемый сегодня пушкинской эпохой, был просто жизнью со всеми присущими ей печалями, радостями и повседневными заботами. В портретах, будь то никому неведомые помещики или увенчанные славой военачальники, более безыскусности, чем желания польстить оригиналу. О магии старинных портретов исписаны горы страниц, но какими словами можно разъяснить тот чарующий свет, что исходит от этих скромных полотен, ту странную власть, которую имеют над нами взгляды людей, жизнь которых оборвалась так давно.

Честно говоря, даже если не брать в расчёт собственно историко-этнографическую ценность экспозиции, увидеть её своими глазами стоит хотя бы ради того, чтобы постараться осознать наконец – жизнь реальных людей, принадлежащих минувшим эпохам (какую из них ни возьми – хоть петровские времена, хоть пушкинские, а хоть и сталинские, которые большинство из ныне здравствующих наших соотечественников не застало), мало похожа на наши представления о ней, привитые шаблонами исторически неадекватного кинематографа, театра и телевидения. Люди эти и похожи на нас, и одновременно непохожи. Не только потому, что иначе изъяснялись, носили другую одежду и соблюдали правила этикета (кто сегодня вообще помнит о том, что существует на свете такая «безделка», как этикет?), а потому, что они мир воспринимали иначе. Может быть, если мы это поймём и примем как данность, мы сможем лучше понять и самих себя. В общем, как говаривали во времена господства марксизма-ленинизма: обращайтесь к первоисточникам.

Виктория ПЕШКОВА

Выставка работает до 26 мая

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS