Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Полотно судьбы театра

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Псков, Пушкина, 13. Театр в провинции: вчера, сегодня, завтра / Сост. Л. Никитина. – Псков: ООО «Печатный двор «Стерх». Т. 1 – 2006. Т. 2. – 2007.

Двухтомник выпущен к столетию открытия в Пскове Народного дома имени А.С. Пушкина (здание было заложено в год столетия со дня рождения поэта, средства на строительство собирали по подписке, отсюда и название театра). История Псковского академического театра драмы (так он называется ныне) вместила в себя многое. А сама она уместилась в двух томах рецензий, исторических, театроведческих и биографических очерков, в фотографиях и репринтах старых программок. 

Составители решили вспомнить всё и вспомнить всех: директоров и осветителей, главрежей и завлитов, бутафоров, гримёров, актёров. Репертуар аж с 38-го года – от погодинского «Человека с ружьём» до «Псковитянки» Мея, от «Мышеловки» Агаты Кристи до «Стеклянного зверинца» Теннесси Уильямса. Отдельная история – «Карусель», совершенно уникальный театр в театре, чуть ли не единственный в своём роде, ведь в его афише исторические драмы, которые играются в исторических «декорациях» – в интерьерах знаменитейших архитектурных памятников страны. 

Переворачиваешь страницы, и возникает такое ощущение, будто держишь в руках ткань. Не фабричную, а сотканную вручную из вручную же скрученных ниток. Аналогия не так странна, как кажется на первый взгляд: театр – явление штучное, поточное производство тут неуместно. Рукотворное полотно неоднородно, нитка может идти то туже, то легче, утолщаясь и утончаясь под руками мастерицы. Так и тут. Разнится уровень рецензий, как разнятся и спектакли, которым они посвящены. Многое из того, что написано в советские годы, особенно для «Правды» или «Советской культуры», сегодня трудно читать без улыбки. Но глупо же вытягивать нитки из уже сотканного полотна. Расползётся! 

Однако ценность этого издания отнюдь не исчерпываются тем, что это – своеобразная летопись падений (дело доходило даже до споров, нужен ли городу театр) и взлётов Псковского академического. Даже если не штудировать его от корки до корки, а выбирать рецензии или очерки наугад, всё равно очень быстро начинаешь понимать, что перед тобой – красноречивое доказательство того, что провинциальный (исключительно географически!) театр – это особая территория. Там действуют иные законы. Там иначе воспринимается время и в глобальном, и в сиюминутном значении этого понятия. «Театр за пределами МКАД» существует. Он не похож на театры столичные. И это – здорово! 

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS