Псков, Пушкина, 13. Театр в провинции: вчера, сегодня, завтра / Сост. Л. Никитина. – Псков: ООО «Печатный двор «Стерх». Т. 1 – 2006. Т. 2. – 2007.
Двухтомник выпущен к столетию открытия в Пскове Народного дома имени А.С. Пушкина (здание было заложено в год столетия со дня рождения поэта, средства на строительство собирали по подписке, отсюда и название театра). История Псковского академического театра драмы (так он называется ныне) вместила в себя многое. А сама она уместилась в двух томах рецензий, исторических, театроведческих и биографических очерков, в фотографиях и репринтах старых программок.
Составители решили вспомнить всё и вспомнить всех: директоров и осветителей, главрежей и завлитов, бутафоров, гримёров, актёров. Репертуар аж с 38-го года – от погодинского «Человека с ружьём» до «Псковитянки» Мея, от «Мышеловки» Агаты Кристи до «Стеклянного зверинца» Теннесси Уильямса. Отдельная история – «Карусель», совершенно уникальный театр в театре, чуть ли не единственный в своём роде, ведь в его афише исторические драмы, которые играются в исторических «декорациях» – в интерьерах знаменитейших архитектурных памятников страны.
Переворачиваешь страницы, и возникает такое ощущение, будто держишь в руках ткань. Не фабричную, а сотканную вручную из вручную же скрученных ниток. Аналогия не так странна, как кажется на первый взгляд: театр – явление штучное, поточное производство тут неуместно. Рукотворное полотно неоднородно, нитка может идти то туже, то легче, утолщаясь и утончаясь под руками мастерицы. Так и тут. Разнится уровень рецензий, как разнятся и спектакли, которым они посвящены. Многое из того, что написано в советские годы, особенно для «Правды» или «Советской культуры», сегодня трудно читать без улыбки. Но глупо же вытягивать нитки из уже сотканного полотна. Расползётся!
Однако ценность этого издания отнюдь не исчерпываются тем, что это – своеобразная летопись падений (дело доходило даже до споров, нужен ли городу театр) и взлётов Псковского академического. Даже если не штудировать его от корки до корки, а выбирать рецензии или очерки наугад, всё равно очень быстро начинаешь понимать, что перед тобой – красноречивое доказательство того, что провинциальный (исключительно географически!) театр – это особая территория. Там действуют иные законы. Там иначе воспринимается время и в глобальном, и в сиюминутном значении этого понятия. «Театр за пределами МКАД» существует. Он не похож на театры столичные. И это – здорово!