«Юбилей как похороны». Российскому уху приятно слышать такое о праздновании 70-летия Североатлантического альянса. Приятно узнать, что блок не монолитен, полно трещин, и они всё глубже и шире.
Потешив национальное эго, вернёмся, однако, к реальности. А она в том, что и вашингтонские стратеги с ковбойских времён Джорджа Буша знают: нельзя полагаться на «старую Европу», не желает она вооружаться до зубов против России, нет там милитаристского духа.
Но. Есть другие, которые хотят: «новая», «молодая» Европа. Они – застрельщики любой антироссийской инициативы, готовы бежать впереди американского паровоза.
Более полувека опорой НАТО были Германия и Франция (за исключением времён генерала де Голля). Президент Буш начал, а Трамп завершил «перенос» европейского конца трансатлантической оси на Польшу. Только в этой стране с её националистическим правительством Трамп мог произнести милитаристскую речь в июле 2017-го. Только Польша фактически навязывает свою территорию под военные базы США. Она даже готова заплатить за них пару миллиардов долларов и агитирует других увеличивать взносы в НАТО. Только в Варшаве в феврале 2019 года могла пройти конференция против Ирана.
Польша доказывает верность хозяину и деньгами, и идейными устремлениями. В феврале польское Минобороны утвердило план модернизации армии на 48,9 млрд долларов – для «укрепления восточного фланга НАТО». И нет сомнений, вооружения будут закуплены в США. А там и рады: Польша, как и вся Восточная и Центральная Европа, видится Вашингтону в виде отличной «стартовой площадки» для баллистических и крылатых ракет.
Среди «идей» Варшавы давно есть Междуморье. Термину около ста лет. Междуморье – геостратегический проект объединения под польским руководством стран, расположенных между Балтийским и Чёрным морями, а заодно Адриатикой. При диктаторе Юзефе Пилсудском концепция «Междуморья» подкреплялась тактикой «прометеизма» – разрушения СССР путём разжигания в народах национализма и сепаратизма: мол, «как Прометей принёс огонь людям, так Польша принесёт свободу порабощённым Москвой народам». Эту политику перенял потом Третий рейх, создавая национальные легионы СС, этим же занялись США во времена холодной войны, разжигая национализм в рамках «Закона о порабощённых народах» и посредством подпольных операций.
Для польских националистов Междуморье уже давно главный оперативный концепт. Новизна в том, что его подхватили стратеги и военные США, используя этот термин в своих планах.
Американский и польский национализм с неотъемлемым милитаризмом вошли в резонанс. Если у самой Польши нет шансов создать Междуморье, то при поддержке США вероятность возрастает. Заодно польские власти реализуют ещё одну геостратегическую мечту: разделить Междуморьем Россию и Германию. Вашингтон в доле: ослабить германский «мотор» европейской экономики олигарху Трампу нужно позарез.
Вспомним: оба военных мировых пожара разгорелись из огня локальных конфликтов в Центральной и Восточной Европе. Здесь же, «от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике», пролегал главный фронт холодной войны, на финише которой началось его «недружественное поглощение» атлантическими структурами.
Отнюдь не все поляки видят в своей стране американский плацдарм против России. Многие немцы и французы, в том числе политики, не хотят быть втянутыми в войну с Россией восточноевропейскими националистами и реваншистами. Именно такие здравые люди – наши союзники.