В победный месяц май Игорь Волгин посвятил свою «Игру в бисер» роману Владимира Богомолова «Момент истины» («В августе сорок четвёртого»). Участниками программы стали писатель и ветеран разведки Михаил Любимов, писатель и журналист Владимир Сергиенко, кандидат исторических наук Сергей Кудряшов и поэт Ефим Бершин. Последний из этого списка сразу же ошеломил присутствующих утверждением, что это произведение – поэма.
Да, великий Гоголь назвал свои сатирические «Мёртвые души» поэмой, но… Известное дело, что художественные преувеличения допустимы, но лучше сослаться на мнения ярчайших представителей «военной прозы», знавших суть войны изнутри, исходивших её дороги вдоль и поперёк. Константин Симонов отзывался о романе так: «Это роман не о военной контрразведке, это роман о советской государственной и военной машине сорок четвёртого года и типичных людях того времени».
Советская машина, к слову сказать, работала, как прекрасно отлаженный механизм, и достигалась такая успешная работа благодаря железной дисциплине. Чтобы читатель это понял и прочувствовал, Богомолов использует огромное количество документов, возможно, некоторые из них секретны на тот момент, а другие им выдуманы, но поданы как реально существующие. Вот, например, приказ Генштаба, касающийся продвижения войск для проведения специальных мероприятий, которые описывал Богомолов в своём романе, и один из его пунктов. «Командира 376-й гвардейской танковой бригады гвардии подполковника Фильченкова за невыполнение директивы Генштаба №… от 18 августа 1944 года, в результате чего взвод 18-го Краснознамённого погранполка вынужден был добираться на попутных и прибыл к месту назначения позже, чем следовало, от занимаемой должности отстранить и откомандировать в распоряжение командующего БТ и МВ фронта для назначения с понижением».
Тут требуются пояснения: упоминаемая директива Генштаба касалась оказания всемерной помощи сотрудникам Смерша (военная контрразведка), выполняющим то или иное задание; БТ и МВ – бронетанковые и механизированные войска. Кто-то из исследователей творчества Богомолова подсчитал, что им в качестве справочного и подсобного материала были использованы 24 679 выписок, копий и вырезок. Потому Богомолов, как, впрочем, и большинство советских писателей, исповедовал истину, что писать нужно только о том, что сам хорошо знаешь, что это, кроме тебя, некому сделать.
Игорь Волгин вкратце рассказал о судьбе произведения. Богомолов принёс рукопись в 1974 году в журнал «Юность». Борису Полевому, тогдашнему редактору журнала не понравилось, как Богомолов изобразил И.В. Сталина. Полевой отверг роман, хотя уже выплатил солидный аванс, но Богомолов резко отказался что-либо исправлять, вернул аванс и обратился в «Новый мир», где произведение опубликовали в 10, 11 и 12 номерах. Появление романа вызвало фурор среди читателей, а они в СССР были не лыком шиты – самые знающие и опытные в мире. Роман переиздавался 130 раз и переведён на 30 языков мира.
Богомолов, бывший и до написания романа прямолинейным, жёстким и бескомпромиссным, вероятно, после шумного успеха несколько зазнался. В резкой, а точнее, в грубой форме отказывался от почестей, даже от ордена Трудового Красного Знамени. Отказался от вступления в Союз писателей СССР, называя его террариумом сподвижников, отказывал в дарственных надписях своего романа председателю КГБ Андропову и министру обороны маршалу Гречко…
Заканчивая передачу, ведущий озаботился вопросом: возможен ли в XXI веке писатель, подобный Льву Толстому, комплексно и талантливо отразивший «войну и мир» в 1805–1812 годах, спустя 50 лет после окончания событий. Кто-то из экспертов «Игры в бисер» сказал: «Целостного произведения (представления) о Великой Отечественной войне ещё не создано». А я спрошу: «Зачем?» Зачем городить огород, когда десятки талантливых писателей, очевидцев-фронтовиков всех видов войск, создали нетленные художественные произведения о кровавой войне за независимость нашей Родины? В 2015 году издательство «Амфора» (СПб.) тиражом от 6 до 60 тысяч экземпляров каждый выпустило в свет 20 томов повестей и романов в юбилейный 70-летний год Победы. В этой серии представлены произведения Ананьева, Бакланова (2 тома), Баруздина, Богомолова (2 тома), Бондарева, Василя Быкова, Гранина, Казакевича, Катаева, Козлова, Курочкина, Некрасова, Евгения Носова, Платонова, Погодина, Семёнова, Симонова. Изданы десятки книг воспоминаний знаменитых советских полководцев. Читай, не ленись, проникайся душой и сердцем болью и гордостью от подвига народа, сплочённого в единую силу, создавай своё целостное представление о великом противостоянии добра и зла. И несомненно, что вывод, сделанный на основе сотен свидетельств, будет более точен, чем одинокий вывод «второго Льва Толстого».
Накануне 22 июня – Дня памяти и скорби – давайте освежим свою память о тех великих днях. Давайте прочитаем хотя бы одну книгу из авторов, упомянутых выше, – так сказать, «коллективного Льва Толстого». Прочитаем, почешем затылок и воскликнем: «Вот это да! Великие люди были в то время!»