СТОП-КАДР
Канны-2007: Сокуров опять без наград
Каннский фестиваль этого года не похож на предыдущие хотя бы тем, что ему предшествовала невероятная по остроте предвыборная президентская кампания, к которой было приковано внимание всей страны (и мира!). Фестиваль открылся в тот самый день, когда состоялась инаугурация новоизбранного президента, и, однако, интерес к событию в Каннах был ничуть не меньшим, чем интерес к событию в Париже. Президент Саркози не погрешил против истины, отметив в своём приветствии, что Каннский фестиваль стал неотъемлемой частью французской культуры, играя в то же время роль самого авторитетного мирового кинофорума. Как раз в связи с этим нелишне отметить, что в 12 из 22 конкурсных фильмов, представлявших разные страны, вложены французские деньги.
Нынешний фестиваль замечателен ещё и тем, что он отмечал своё 60-летие. Выдержать столь солидный стаж, не только не снижая планку, а лишь поднимая её, дано далеко не каждому культурному мероприятию такого масштаба. Впервые за 13 лет Россия была представлена в основной конкурсной программе сразу двумя фильмами – это тоже кое-что значит. И никогда ещё Каннский фестиваль не собирал столько знаменитостей, один только перечень которых занял бы, наверно, всю газетную страницу. К юбилею было выпущено много альбомов и дисков, воспроизводящих «этапы большого пути». В этом почётном списке не забыт и главный призёр 1957 года – шедевр М. Калатозова «Летят журавли», и особенно «несравненная, божественная Татьяна Самойлова», о которой вспомнили все историки фестивального марафона.
Каннский фестиваль демонстративно (скорее, декларативно) дистанцируется от политики, предпочитая «искусство, и только искусство». Однако ему это редко удаётся. В нынешней основной программе было несколько фильмов, которые критика сочла «политическими», в том числе «Нет страны для стариков» братьев Коэнов и «Александра» Александра Сокурова. Хотя газета «Нис-матэн», подробно освещавшая ход фестиваля, отмечала, что Сокурова «интересует лишь то, что вечно: человеческие чувства», так называемая большая пресса была иного мнения. Обычно не склонная к категоричности газета «Монд» сочла фильм Сокурова «откровенной пропагандой официальной версии о гуманной миссии Российской армии в Чечне». В том же духе высказались и другие газеты. Пощадили только исполнительницу главной роли Галину Вишневскую, не сказав о ней ни одного – ни худого, ни доброго – слова. Да ведь и в самом деле: быть великой в вокале ещё не значит быть киноактрисой.
Неожиданное, под занавес, включение в официальную, хотя и внеконкурсную, программу «фильма-сюрприза» под названием «Бунт. Дело Литвиненко» внесло в празднично-юбилейное шоу совсем иную краску. По утверждению газеты «Журналь дю диманш», «свидетельство-документ Андрея Некрасова отодвинуло на второй план все художественные фильмы, в том числе и великолепные, показанные на фестивале». Эта гипербола относится, несомненно, к политике, а не к кино. Пресса благожелательно встретила фильм А. Звягинцева «Изгнание», а присуждение Константину Лавроненко премии за лучшую мужскую роль всеми признано совершенно справедливым. Фильм Сокурова тоже никого не оставил равнодушным: половина зала устроила отсутствующему режиссёру овацию, другая заглушила её свистом и криками возмущения. На французский экран фильм выйдет в конце сентября, страсти тогда вспыхнут снова.
В юбилейных статьях отмечалось, что каннские жюри (в этом году Орхан Памук, Марко Беллокио, Мишель Пикколи и другие авторитеты) иногда бывали весьма субъективны в оценках, но зато «ни один посредственный, ремесленный фильм никогда не прошёл бы сквозь сито отборочной комиссии». На этот раз упрекнуть жюри в субъективности никто не отважится. О фильме румына Кристиану Мунгиу «Четыре месяца, три недели и два дня» с самого начала говорили как о событии, о счастливом открытии фестиваля, о главном претенденте на Золотую пальмовую ветвь. Жюри не разошлось с оценкой прессы и публики.
, соб. корр. «ЛГ», ПАРИЖ