Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Помнят наших «Журавлей»

01 января 2007

СТОП-КАДР

Канны-2007: Сокуров опять без наград

Лауреат приза за лучшую мужскую роль 60-го Каннского фестиваля    ИТАР-ТАССКаннский фестиваль этого года не похож на предыдущие хотя бы тем, что ему предшествовала невероятная по остроте предвыборная президентская кампания, к которой было приковано внимание всей страны (и мира!). Фестиваль открылся в тот самый день, когда состоялась инаугурация новоизбранного президента, и, однако, интерес к событию в Каннах был ничуть не меньшим, чем интерес к событию в Париже. Президент Саркози не погрешил против истины, отметив в своём приветствии, что Каннский фестиваль стал неотъемлемой частью французской культуры, играя в то же время роль самого авторитетного мирового кинофорума. Как раз в связи с этим нелишне отметить, что в 12 из 22 конкурсных фильмов, представлявших разные страны, вложены французские деньги.
Нынешний фестиваль замечателен ещё и тем, что он отмечал своё 60-летие. Выдержать столь солидный стаж, не только не снижая планку, а лишь поднимая её, дано далеко не каждому культурному мероприятию такого масштаба. Впервые за 13 лет Россия была представлена в основной конкурсной программе сразу двумя фильмами – это тоже кое-что значит. И никогда ещё Каннский фестиваль не собирал столько знаменитостей, один только перечень которых занял бы, наверно, всю газетную страницу. К юбилею было выпущено много альбомов и дисков, воспроизводящих «этапы большого пути». В этом почётном списке не забыт и главный призёр 1957 года – шедевр М. Калатозова «Летят журавли», и особенно «несравненная, божественная Татьяна Самойлова», о которой вспомнили все историки фестивального марафона.
Каннский фестиваль демонстративно (скорее, декларативно) дистанцируется от политики, предпочитая «искусство, и только искусство». Однако ему это редко удаётся. В нынешней основной программе было несколько фильмов, которые критика сочла «политическими», в том числе «Нет страны для стариков» братьев Коэнов и «Александра» Александра Сокурова. Хотя газета «Нис-матэн», подробно освещавшая ход фестиваля, отмечала, что Сокурова «интересует лишь то, что вечно: человеческие чувства», так называемая большая пресса была иного мнения. Обычно не склонная к категоричности газета «Монд» сочла фильм Сокурова «откровенной пропагандой официальной версии о гуманной миссии Российской армии в Чечне». В том же духе высказались и другие газеты. Пощадили только исполнительницу главной роли Галину Вишневскую, не сказав о ней ни одного – ни худого, ни доброго – слова. Да ведь и в самом деле: быть великой в вокале ещё не значит быть киноактрисой.
Неожиданное, под занавес, включение в официальную, хотя и внеконкурсную, программу «фильма-сюрприза» под названием «Бунт. Дело Литвиненко» внесло в празднично-юбилейное шоу совсем иную краску. По утверждению газеты «Журналь дю диманш», «свидетельство-документ Андрея Некрасова отодвинуло на второй план все художественные фильмы, в том числе и великолепные, показанные на фестивале». Эта гипербола относится, несомненно, к политике, а не к кино. Пресса благожелательно встретила фильм А. Звягинцева «Изгнание», а присуждение Константину Лавроненко премии за лучшую мужскую роль всеми признано совершенно справедливым. Фильм Сокурова тоже никого не оставил равнодушным: половина зала устроила отсутствующему режиссёру овацию, другая заглушила её свистом и криками возмущения. На французский экран фильм выйдет в конце сентября, страсти тогда вспыхнут снова.
В юбилейных статьях отмечалось, что каннские жюри (в этом году Орхан Памук, Марко Беллокио, Мишель Пикколи и другие авторитеты) иногда бывали весьма субъективны в оценках, но зато «ни один посредственный, ремесленный фильм никогда не прошёл бы сквозь сито отборочной комиссии». На этот раз упрекнуть жюри в субъективности никто не отважится. О фильме румына Кристиану Мунгиу «Четыре месяца, три недели и два дня» с самого начала говорили как о событии, о счастливом открытии фестиваля, о главном претенденте на Золотую пальмовую ветвь. Жюри не разошлось с оценкой прессы и публики. 

Аркадий ВАКСБЕРГ, соб. корр. «ЛГ», ПАРИЖ

Обсудить в группе Telegram

Аркадий Ваксберг

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS