В Театре. doc взялись за «проклятые» вопросы геополитики
Одно из самых специфических, любопытных и искренних, как ни относись к здешнему художественному уровню, мест Москвы сценической – широко известный в узких кругах подвал в Трёхпрудном переулке – раздвигает границы зоны своих интересов. Созданный почти семь лет назад, прежде всего в качестве лаборатории отечественной документальной и социальной драмы, фабрики пресловутого вербатима (то есть исполнение пьес, написанных на основе диктофонных интервью с реальными людьми), Театр. doc сегодня не может удержаться в прежних пространственно-временных координатах.
Сотрудничество доковцев с коллегами из вроцлавского театра Ad Spectatores началось несколько лет назад с экспериментальных совместных показов. Относительно масштабные результаты этих экспериментов не заставили себя ждать. Год назад 4 ноября объединённая русско-польская труппа сыграла вариацию на тему событий 1612 года: тут интерес понятен – надо же хоть как-то разобраться в том, что мы теперь в новый красный день календаря празднуем. А ровно через год и один день зрителям представили ещё одну «историческую» импровизацию, выбрав дату, которая большинству наших соотечественников ничего не говорит, – год 1654-й.
Из вступительных спичей, коими Михаил Угаров, один из отцов-основателей Театра.doc, и Кшиштоф Копка, руководитель Ad Spectatores, предваряли действо, следовало, что как в первом, так и во втором случаях дело вовсе не в россиянах. Заинтересованная сторона – польская. Оказывается, и поражение под Кремлём, и «предательство» Богдана Хмельницкого для поляков до сих пор актуальны. Более того,1654-й, год созыва Переяславской Рады и заключения союза между Россией и Украиной, они считают точкой отсчёта, с которой, по мнению многих, и началось уничтожение великой Речи Посполитой, завершившееся полным исчезновением независимого польско-литовского государства с политической карты мира в 1795 году. Вот такая история с географией. Но обо всём по порядку.
С первым спектаклем – «Самозванец» – вышел небольшой казус. События, вокруг которых кипело действо, происходили на семь лет раньше – в 1605–1606 годах. Спору нет, история Марины Мнишек и Дмитрия Самозванца тема благодатная. Одно не ясно: то ли у авторов текста – Максима Курочкина (заметим, историка по образованию, а кроме того, действительно одной из наиболее ярких фигур среди авторов «новой драмы») и Евгения Казачкова – с историей некоторые проблемы, то ли «каноническое», «отбрендированное» число 1612 показалось им наиболее эффективным в качестве приманки легковерного зрителя, у которого о Смутном времени ещё более смутное представление, чем у них.
Каков был изначальный замысел режиссёров постановки Михаила Угарова и Руслана Маликова, сказать трудно, но то, что получилось, – куда больше похоже на кабаре, чем на «доковскую» постановку, то есть на вербатим и тому подобные актуальные высказывания. Ведь чем по праву гордится Театр.doc? Тем, что у него на сцене всё максимально приближено к жизни. Но тогда персонажи должны были бы изъясняться в стилистике и приноравливаться к ментальности века XVII, а уж никак не XXI. Прогулка по Москве четырёхсотлетней давности с диктофонами наперевес (как это обычно бывает при создании вербатимовских спектаклей) не состоялась, и за неимением образцов оригинальной лексики все персонажи бают как наши современники. И думают так же. И отношение к ним у создателей и исполнителей наблюдается в виде этакого снисходительно-иронического. С высоты нашего «продвинутого» века.
А вот если подходить к сему представлению как к кабаретному, то всё воспринимается с неослабевающим интересом. Костюмы из разноцветно-безразмерного трикотажа (художник Ева Водецка-Маштальска) ярки и своеобразны. Диалоги живы, колоритны и не лишены остроумия. И что особенно приятно, в данных сценически-подвальных стенах не изобиловали ненормативной лексикой. Некоторые сцены – «Как стать сорокой» (беседа баб, обсуждающих известный мотив об обращении Мнишек в птицу), монолог Ксении Годуновой или жалоба барышни, ставшей жертвой военного произвола, – даже пронзительны. В общем, всё было прелестно, хоть и не вербатимно.
На то, чтобы довести до кондиции вторую часть проекта, времени явно не хватило. Никому. Начиная с драматурга: судя по всему, новая пьеса Максима Курочкина «1654, или Богдан. Как сгинела Польска» пребывает в стадии не очень подробного сценарного плана: 14 пунктов на трёх страницах. Вот эти-то страницы и получили утром 5 ноября актёры сводной труппы. На часах, по свидетельству М. Угарова, было 11.00, а в 20.00 публике было представлено то, что за девять часов успели нарежиссировать из этого Угаров с Копкой. По форме – гибрид читки по ролям с черновой разводкой мизансцен. По содержанию – тихий бред человека, вообразившего, что Богдан Хмельницкий затеял всю эту заваруху с Радой только потому, что молодой шляхтич увёл у него жену, а король польский не призвал того к ответу. Официальная премьера этой феерической и, конечно же, совершенно невербатимной отсебятины киевского драматурга, работающего в Москве и остающегося гражданином Украины, вряд ли состоится раньше, чем через год. Причём союз исполнителей к тому времени станет тройственным – к проекту примкнёт и некая киевская труппа.
На программке первого спектакля поперёк изображения Самозванца шла надпись латиницей: «У каждого своя правда о Смутном времени». Действительно – своя. И не только о Смутном времени. Вот только правда ли?