В главной роли – Фрэнсис Макдорманд. Фильм собрал четыре номинации на «Золотой глобус» и шесть на «Оскара». Такое количество наград настораживает. Когда так хвалят что-то, руки чешутся найти подвох. Или заподозрить автора в типичном голливудском пережиме: когда на месте, из которого у зрителя выжимают скупую мужскую или щедрую женскую слезу, нарастает мозоль. Это сложно себе представить, но фильм про старость, потерю близких и приближение к смерти сделан с нежностью.
История такая: главной героине (Ферн) шестьдесят, у неё умер муж, а ещё город, в котором она провела большую часть жизни, перестал существовать из-за закрытия градообразующего предприятия. Ферн оказывается бездомной и в постоянном поиске заработка (её берут только на сезонную работу). Её окружают такие же брошенные, но не потерянные люди, в большинстве старшего возраста.
Если под конец этой суровой зимы вы наблюдаете у себя не только авитаминоз, но и потерю веры в человечество, то этот фильм будет просто панацеей, столько взаимопомощи и поддержки на экране содержат только сериалы про врачей. В этом плане «Земля кочевников» может сравниться с такими картинами, как «А в душе я танцую» и «1+1».
В интервью Антону Долину для «Медузы» Хлоя Чжао назвала себя китаянкой и американским режиссёром. Чтобы раскрыть её высказывание, стоит прочесть интервью, здесь же пусть это будет мостиком к важному для фильма понятию – «менталитет». Эта, на первый взгляд, фальшивая доброжелательность, пусть и беззубая или покрытая дорожной пылью, а всё же улыбка, за которой оказывается настоящая помощь и сочувствие. Умение героев не терять лицо при отсутствии крыши над головой и доступа к таким общественным благам, как туалет и душ, не может оставить равнодушным городского жителя, которого отключение горячей воды на две недели ввергает в депрессию. А эти странствующие пенсионеры умудряются радоваться таким же грязным и от этого не менее радостным путешественникам в пустыне.
Некоторые роли кочевников исполняют непрофессиональные актёры, но сказать, что они плохо играют, нельзя. Фокус в том, что они играют самих себя.
Часто фильмы показывают суперлюдей. Не обязательно в обтягивающих костюмах и со сверхспособностями, просто смотришь и чувствуешь, что этот персонаж слишком крут, чтобы быть человеком. Здесь такого нет. Каждый персонаж фактурен и несёт свою крохотную, пусть на пару минут экранного времени, но историю. И здесь важен тот самый менталитет: есть национальная идея успеха, в первую очередь материального. Американская мечта. Работа, семья, дом. А у этих людей она катастрофически не сложилась и не сложится. Но они продолжают быть американцами, выживают, попутно пытаясь обустроить и разукрасить ветхий фургон, аккомпанировать себе же в каком-то убогом баре. Да так залихватски наяривать, что язык не поворачивается назвать музыканта неудачником.
И всё же фильм грустный, местами даже щемящий, например: линия старушки, умирающей от рака, которая рассказывает про книгу о том, как удачно покончить с собой. Её переживания проходят пунктирной линией, пересекаясь с основной трагедией главной героини. Понимание, насколько близка мне стала эта женщина, настигает в момент, когда от слёз уже щиплет щёки, а на экране просто ласточки и чья-то рука бросает скорлупу в воду.
«Посвящается тем, кому пришлось уйти» – этой фразой заканчивается картина, а свою рецензию я хочу подытожить мыслью, что удачно уйти, может, и нельзя, но дойти до конца и искренне улыбнуться – можно.
Злата Харькова