О русском пьянстве, лени и жестокости. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 528 с. с ил. – (Мифы о России).
Каковы отличительные черты России и русского народа?.. О дорогах и дураках все слышали. Да и о веселии, которое тесно связано с горячительными напитками, тоже.
Депутат Госдумы и профессор МГИМО Владимир Мединский в своей книге взялся доказать, что серьёзный недостаток у русских всего один – готовность верить всему плохому о себе и своей стране. Даже если это плохое сказано заезжим неудачником, наёмником-разбойником или просто не шибко умным человеком. Вот и получается, что Гитлера за четыре года одолели, зато с собственными комплексами не можем справиться который век…
А так и пили русские не больше европейцев, и кровавых страниц предостаточно в истории любой страны, и сказки о чудесном везении – обычный элемент любого фольклора, а не эксклюзивно-российский признак национальной лени. Так что никакие мы не выродки.
Правильная мысль. Вот на ней и остановиться бы автору. Но как-то так получилось, что, желая подкрепить нашу самооценку, он невольно подкрепляет два мифа, едва ли не самых живучих, – миф о необразованности русских и об их агрессивной неприязни к западной цивилизации.
Слишком часто на страницах этой книги чистоплотной и духовно богатой Руси противопоставляется грязная и жестокая Европа. В наших былинах «нет ужасающих кровавых описаний сражений». В тех, которые раньше публиковались для школьного чтения, и впрямь нет. Но кто рискнёт утверждать, что, во-первых, это аутентичные версии, а во-вторых, что весь наш эпос столь благостен? Если волшебные скатерти, кошельки и прочие самобранки бытуют у всех народов, то с чего бы нашим былинам лучиться кристальной добротой на фоне страшных скандинавских саг?..
«Русский богатырь человечнее и гуманнее западного рыцаря, свободнее духом и добрее». Зачем нам сейчас нужно, чтобы Роланд и король Артур были непременно хуже Ильи Муромца? И зачем понадобился то и дело звучащий рефрен: «а многие ли знают?» – вариант: «в учебниках не пишут». О чём же? Например, о том, что свободного англичанина могли по приговору суда продать в рабство. Учебники, конечно, бывают разные… но трудно представить, что никто в России не читал «Принца и нищего» или «Одиссею капитана Блада».
Развенчание унизительных для нас мифов – дело нужное. Только надо помнить, что самоутверждаться, унижая других, означает не изживать свои комплексы, а подпитывать их.
Но в чём автор бесспорно прав, так это в том, что хорошей исторической
художественной литературы «о трудностях дальних походов, о подвигах, свершениях, потерях и познании истин» у нас практически не было раньше, да и поныне остро не хватает.