Съёмочной группе телефильма «Всем скорбящим радость» минувшим летом повезло – пока Москва задыхалась в дыму от лесных пожаров, они находились в киноэкспедиции под Орлом, где ничего не горело. Да и 40-градусная жара в сельской местности переносилась гораздо легче, тем более что рядом была речка, а пансионат, в котором остановились киношники, находился в прохладной дубовой роще.
Четырёхсерийную лирическую комедию о чудаковатом деревенском художнике-самоучке Семёне Охапкине (Павел Деревянко) и его жене Любе (Ирина Пегова) творческий коллектив во главе с режиссёром-постановщиком Владимиром Фатьяновым снял за месяц с небольшим (интервью с Фатьяновым «ЛГ» публиковала в № 45–46). Работали, по признанию самих актёров, много и с удовольствием.
В картине несколько сюжетных линий. И одна из них – про любовь. Про любовь Семёна и Любы. Хотя в фильме нет ни одной постельной сцены, нет поцелуев, нет даже слов любви, но любовью этой семейной пары картина буквально пронизана.
«Что такое любовь? – рассуждает режиссёр Владимир Фатьянов. – Это прежде всего понимание: стремление понимать своего избранника, уважать его, пытаться помочь в непростой ситуации. Многие из нас, к сожалению, даже не задумываются над тем, что они могут дать своему любимому человеку».
В картине есть такая сцена. Люба приходит домой и застаёт Семёна пьяным. И пьёт он в силу определённых обстоятельств уже не первый день. Жена не начинает орать на мужа прямо с порога, не набрасывается с упрёками, а долго смотрит на Семёна, потом подходит к нему и тихо спрашивает: «Ну что с тобой?» И в этом простом вопросе слышится огромная любовь. Такая, которая может излечить от всего и спасти.
Какой может быть семья, когда в ней есть взаимное понимание? Как вместе преодолеть беду? На эти и многие другие вопросы семейной жизни у авторов фильма есть свои ответы.
Картину, снятую по заказу правительства Москвы, выпустила студия «Единственный дубль» (кинокомпания «Телефильм»).