Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 апреля 2023 г.
Культура Телеведение

Понимать свою страну

24 апреля 2023

Я часто думаю о том, почему у нас такое странное кино...

Вот смотрите: американцы, допустим, или латиноамериканцы снимают кино, которое нравится американцам или латиноамериканцам.

Индийцы и китайцы снимают кино, которое нравится индийцам и китайцам.

Самым обычным, тем, какие есть.

Ну да, есть и особый сегмент: везде снимают какое-то количество картин, нравящихся интеллектуалам. Не в смысле – особо умным, а в смысле – образованным, начитанным и насмотренным, эстетически оснащённым.

Но это – отдельная и совсем небольшая часть общего кинематографа.

У них и фильмы, снятые за гроши и на коленке, бывает, взрывают кассу, потому что сделаны людьми, понимающими, что может понравиться своим.

А фильмы, снятые за громадные деньги, так и непременно должны нравиться сперва своим, а потом уже всем остальным.

У нас – громадная страна и всё ещё большой и ёмкий рынок.

Казалось бы, снимайте кино, какое снимали Меньшов, Гайдай или Рязанов, – и будет вам счастье. И народ вам денежку в кассу-то потащит, не будете успевать отбиваться от денег.

Так нет же.

Я вообще никого не вижу в современном российском кино, кто умел бы нравиться массовому зрителю.

Да, честно говоря, никого не вижу, кто хотел бы.

Кажется, для этого всего-то и нужно – хоть что-то понимать про свою страну и свой народ.

Ну как-то же ведь умели прежде снимать кино, которое нравится и профессору, и эстету, и «тёте Мане».

Умел Панфилов, умела Лиознова, умел Ростоцкий...

Да, не были чемпионами кассы Тарковский, скажем, или Авербах. У них всё же слишком напряжённая внутренняя жизнь была в фильмах, требовала слишком больших эмоциональных и интеллектуальных затрат при смотрении этих фильмов.

Но покажите мне сегодня такого интеллектуала-режиссёра.

Этой режиссёрской породы уже и в природе-то не существует.

Но ведь про губенковских «Подранков» или про «И жизнь, и слёзы, и любовь» не скажешь, что это шибко интеллектуальный кинематограф. Но тем не менее над ними и продавщицы рыдали, и интеллектуалу было в них над чем поразмыслить.

Почему-то Данелия мог и «Осенний марафон» снимать, и «Я шагаю по Москве», и «Мимино» с «Афоней» – когда первый нравился интеллигенции, а вторые – обожали всей страной.

Если о современных режиссёрах говорить, то я, пожалуй, кроме Урсуляка, никого и назвать не могу, кто совершенно спокойно может и «кассу подломить» – когда его «Ликвидация» становится абсолютным хитом, и серьёзное глубокое кино снять – и тогда у него получаются «Летние люди» или «Праведник».

Я сейчас говорю даже не о таланте, а о владении профессией, когда режиссёр точно понимает: вот тут у меня в зале должны заплакать, а тут – засмеяться, а тут вот могут заскучать, но я им не дам.

И в самом деле – заплачут, засмеются, а когда начнут скучать, он найдёт, чем их взбодрить.

А так-то снимают либо пиф-паф и вся армия 1941-го в кудрях и в маникюре, в свеженьких ватниках и новеньких гимнастёрках. А им как будто так и надо.

Либо для интеллектуалов – чтобы мат-перемат и всё в говне, а что не в говне – то в штанах с лампасами.

А чтобы насмешить публику – им непременно надо с героя штаны снять: то-то смеху будет. И по-другому смешить не умеют.

Ну, допустим, этому сегодня не учат: некому.

Но свои-то мозги где?

А нигде.

«Народом» они считают своих одноклассников или однокурсников, им и хотят нравиться. Ну, или прессе. Да и этой нравиться тоже не очень умеют, не говоря уже об остальных.

Но зато очень нравятся самим себе – постоянно, 24 часа в сутки.

И вот как вообще может существовать кинематограф, у которого сегодня суперхит – это «Чебурашка», не к ночи будь помянут?

Обсудить в группе Telegram

Ирина Павлова

аспирантка НИИ Истории искусства, САНКТ-ПЕТЕРБУ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS