Доктор политических наук, посол Мира, профессор МГИМО, академик Академии военных наук написал книгу, чей пафос понятен уже из названия: Россия должна двигаться к «открытости и предсказуемости» на мировой арене.
Петровский утверждает, что российский истеблишмент и российская общественность, воспитанные на «образе врага», не поддерживают прозападный курс, в особенности после того, как увидели, как повёл себя Запад в отношении России в 1990-е годы. Тем не менее назрела необходимость партнёрства с другими странами. В главе «Внешняя политика России – контуры обновления» как раз рассматриваются возможные позиции, позволяющие яснее сформулировать отношение России к партнёрам и соперникам. А самое главное – их различать и разделять.
Автор исследования, что естественно для президента Российского национального совета, выступает за хоровод братских народов вокруг земного шара. Он проявляет редкую широту взглядов и либерализм, узнавая естественные реакции там, где другие видят антироссийские козни. К примеру, объявление Саакашвили и Ющенко о создании Содружества демократического выбора, куда, по замыслам, должны войти кроме Украины и Грузии ещё Латвия, Эстония, Польша, Молдова, Румыния и Азербайджан, Петровский трактует как понятный ответ на пассивность и неэффективность деятельности СНГ. Но антироссийской направленности содружество это ведь не отменяет. Человеколюбие – вещь замечательная, однако трудно поверить, что Грузия и Украина в этом деле действительно решили заняться лишь проблемами демократизации. Слишком много претензий они предъявляют к России.
Будучи сам настроен весьма оптимистически, автор уличает наших политиков в излишнем оптимизме.
Тем не менее Петровский отмечает и то хорошее, что было сделано правительством в деле стабилизации внутренней и внешней российской ситуации. Главное же, упорно повторяет он, – добиться перехода от имперского сознания к демократической честности, от боязни и комплексов – к духовной силе нации. И верит, что «Россия продолжает движение от империи к открытому миру» и «главный вектор выбран всё-таки правильно – в сторону открытости и предсказуемости».
Автор романтически верит, что в современном глобализующемся мире все стремятся быть друг для друга понятными и предсказуемыми. А вокруг нас бушует финансовый кризис, возникает реальная угроза голода для многих стран, ведутся энергетические войны, страны готовятся к непримиримой схватке за недра арктического шельфа... И как, спрашивается, всё это соотносится друг с другом?