О выставке «Победа» в ЦДХ можно было бы написать внушительных размеров обзор с элементами аналитики и прочувствованными историческими и художественными реминисценциями. Однако жизнь подбросила совсем другой сюжет.
На открытии любой выставки случайная публика – большая редкость. Тем более было удивительно обнаружить в одном из залов весьма живописную группу – трёх ребят и двух девушек. Они явно забрели на «Победу» просто так, от любопытства. Скорее всего, заблудились в поисках выхода после посещения какого-то более модного и почти наверняка модернового проекта: переговаривались они весьма оживлённо и достаточно громко. На академической выставке это нонсенс, на контемпорарном перформансе – в порядке вещей. У картин не задерживались. Особого почтения ни к авторам, ни к теме, судя по тону высказываний, не испытывали.
Чтобы не повышать градус собственного раздражения, я решила осматривать экспозицию, двигаясь в противоположном от этой компании направлении. Но голоса молодых людей всё равно время от времени перекрывали мерный вернисажный рокот. Я уже совсем было о них забыла, как вдруг, повернув за угол, столкнулась с ребятами буквально нос к носу: они стояли у одной из картин и… молчали. И чувствовалось, что молчание это уже длилось некоторое время. Что-то происходило в их головах. Видимо, какие-то шарики-ролики со скрипом прокручивались, пытаясь осмыслить увиденное, хотя на полотне на первый взгляд ничего особенного не было: малыш лет семи в дедовой военной экипировке и девчушка, ещё младше брата, с полевой сумкой медсестры через плечо. Позади них картина с разбомбленным городом. Наверное, ребятишки в дедовой мастерской играют. И стоят перед картиной подростки, не так далеко успевшие убежать от своего детства. Стоят и смотрят на этих малышей. Может, вспоминают, как сами ещё совсем недавно играли во дворе «в войнушки»?
А может, их «клиповое мышление» внезапно дало сбой и начало сравнивать увиденное на выставке с компьютерными «ходилками-стрелялками», играя в которые можно не бояться умереть, ведь у тебя в запасе есть как минимум десяток жизней. Или с блокбастерами о выдуманных войнах, собирающими миллионы за пару выходных. В этих фильмах краски, пожалуй, поярче, да и изображение пообъёмнее. Но даже прочно подсевший на всю эту техногенную иллюзию мозг в состоянии бывает отличить искусственное от искусства. Суррогат от подлинника. Кажется, именно это с ребятами и произошло. Потому что, снова столкнувшись с ними уже на лестнице, я услышала, как один из парней сказал приятелям: «Надо сюда Костяна с Мишкой привести». А вдруг и вправду приведут…
Только не подумайте, что я собираюсь сейчас устроить очередной морально-нравственный разнос нынешнему молодому поколению, вывалив на них воз упрёков в душевной неразвитости, сердечной глухоте и т.д. и т.п. Разносить, по большому счёту, надо не их, а нас с вами. Это же мы их такими воспитали. Мы им о подвигах их дедов-прадедов часто рассказываем? Вот то-то и оно! Наверняка далеко не все со мною согласятся, но мне кажется, что ценность этой выставки измеряется не только художественными достоинствами представленных на ней произведений, но и вот такими маленькими потрясениями в душах тех, кому предстоит унаследовать и нашу историю, и наши победы.
А чтобы составить собственное представление о выставке, пролистайте этот номер «ЛГ». Конечно, тут – репродукции. За оригиналами надо отправляться на Крымский Вал.