Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Понять, запомнить, передать дальше

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

В. Нестеренко. «Эхо прошедшей войны» (выставка «Победа»)О выставке «Победа» в ЦДХ можно было бы написать внушительных размеров обзор с элементами аналитики и прочувствованными историческими и художественными реминисценциями. Однако жизнь подбросила совсем другой сюжет.

На открытии любой выставки случайная публика – большая редкость. Тем более было удивительно обнаружить в одном из залов весьма живописную группу – трёх ребят и двух девушек. Они явно забрели на «Победу» просто так, от любопытства. Скорее всего, заблудились в поисках выхода после посещения какого-то более модного и почти наверняка модернового проекта: переговаривались они весьма оживлённо и достаточно громко. На академической выставке это нонсенс, на контемпорарном перформансе – в порядке вещей. У картин не задерживались. Особого почтения ни к авторам, ни к теме, судя по тону высказываний, не испытывали.

Чтобы не повышать градус собственного раздражения, я решила осматривать экспозицию, двигаясь в противоположном от этой компании направлении. Но голоса молодых людей всё равно время от времени перекрывали мерный вернисажный рокот. Я уже совсем было о них забыла, как вдруг, повернув за угол, столкнулась с ребятами буквально нос к носу: они стояли у одной из картин и… молчали. И чувствовалось, что молчание это уже длилось некоторое время. Что-то происходило в их головах. Видимо, какие-то шарики-ролики со скрипом прокручивались, пытаясь осмыслить увиденное, хотя на полотне на первый взгляд ничего особенного не было: малыш лет семи в дедовой военной экипировке и девчушка, ещё младше брата, с полевой сумкой медсестры через плечо. Позади них картина с разбомбленным городом. Наверное, ребятишки в дедовой мастерской играют. И стоят перед картиной подростки, не так далеко успевшие убежать от своего детства. Стоят и смотрят на этих малышей. Может, вспоминают, как сами ещё совсем недавно играли во дворе «в войнушки»?

А может, их «клиповое мышление» внезапно дало сбой и начало сравнивать увиденное на выставке с компьютерными «ходилками-стрелялками», играя в которые можно не бояться умереть, ведь у тебя в запасе есть как минимум десяток жизней. Или с блокбастерами о выдуманных войнах, собирающими миллионы за пару выходных. В этих фильмах краски, пожалуй, поярче, да и изображение пообъёмнее. Но даже прочно подсевший на всю эту техногенную иллюзию мозг в состоянии бывает отличить искусственное от искусства. Суррогат от подлинника. Кажется, именно это с ребятами и произошло. Потому что, снова столкнувшись с ними уже на лестнице, я услышала, как один из парней сказал приятелям: «Надо сюда Костяна с Мишкой привести». А вдруг и вправду приведут…

Только не подумайте, что я собираюсь сейчас устроить очередной морально-нравственный разнос нынешнему молодому поколению, вывалив на них воз упрёков в душевной неразвитости, сердечной глухоте и т.д. и т.п. Разносить, по большому счёту, надо не их, а нас с вами. Это же мы их такими воспитали. Мы им о подвигах их дедов-прадедов часто рассказываем? Вот то-то и оно! Наверняка далеко не все со мною согласятся, но мне кажется, что ценность этой выставки измеряется не только художественными достоинствами представленных на ней произведений, но и вот такими маленькими потрясениями в душах тех, кому предстоит унаследовать и нашу историю, и наши победы.

А чтобы составить собственное представление о выставке, пролистайте этот номер «ЛГ». Конечно, тут – репродукции. За оригиналами надо отправляться на Крымский Вал.

Ксения ВИШНЕВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Ксения Вишневская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS