Андриан:
– На смену партийно-хозяйственной элите советского периода пришли «эффективные» менеджеры типа гайдара-немцова-чубайса. Но тот, кто видел трясущиеся губы плачущего Гайдара (1-го вице-премьера), растерянного и непонимающего, о чём его спрашивают, Чубайса (председателя Госкомимущества), ничтожного в своём барстве и некомпетентности Немцова (губернатора), жалующегося на то, что бумаги в его министерстве из одного кабинета в другой ходят три дня, Бориса Фёдорова (министра финансов), тот придёт в ужас от такой кадровой ротации.
А тот, кто пытался в начале 90-х, когда ещё у народа были надежды на справедливый характер власти, поговорить о несправедливости «прихватизации» или попытаться пожаловаться на незавидную участь наших стариков-пенсионеров и увидеть в голубеньких глазках мальчиша-плохиша хоть какое-нибудь сочувствие-участие, тот навсегда поймёт: с этой «элитой» разговор должен быть короткий – либо они, либо мы.
Может ли элита трансформироваться или она должна быть уничтожена? К сожалению, наша история не знает примеров добровольного ухода вырожденцев от правящего кормила. А эти представители элиты без боя точно не сдадутся. Когда интересуешься историей революционных событий начала XX века, то удивляешься жестокости противоборствующих сторон. Причём жертвами, как правило, становились отнюдь не худшие представители свергаемого класса.
И я задал себе вопрос: а если сегодня на Красной площади будут вешать некоторых представителей нынешней элиты, то как это воспримет население? Думаю, что будут аплодировать – такую ненависть вызывают эти фигуры в обществе. Однако, начавшись, репрессии не остановятся и перекинутся на других сторонников рыночной идеи. И опять будут бессмысленные и неправильные жертвы. Вот и получается: трансформация элиты невозможна, а её уничтожение приведёт к бессмысленным жертвам. Итого: на классический русский вопрос «что делать?» ответа нет.
Егоров Г.В.:
– Элита СССР, какая бы она ни была, действовала как национальная. А уникальность элиты с 1991 года в том, что она действует как ГЛОБАЛЬНАЯ элита. «Связавшая свои интересы и судьбу не с собственным народом, а с престижной международной средой, куда она в обход этого народа стремится попасть…» (А.С. Панарин). Формируется наднациональная элита, и в этом её уникальность.
Во всём мире экономическая элита после падения соцлагеря стала шантажировать свои национальные правительства тем, что будет вывозить капиталы за границу, если на местах её будут обременять высокими налогами и социальными обязательствами... Элита претендует на глобальное мировое господство, и в этом В. Соловей абсолютно прав. Полным ходом идёт формирование хищников и жертв…
А в формировании глобалистских элит общество уже никакого участия не принимает. Новая экономическая власть, ставшая тоталитарной, не терпящей издержек и противовесов, изгнала с предприятий женские, молодёжные, профсоюзные организации, отобрала или потихоньку отбирает завоёванные социальные гарантии, возвращает промышленный образ жизни к жестоким образцам 200-летней давности. Словом, всем гонимым и заподозренным в неадаптированности к мировому рынку навязывается образ изгоев, враждебных современной цивилизации.
Морозов Сергей:
– Мне больше в этом смысле нравится деление З. Баумана. С его точки зрения, элиту следует определять не как хищников, а как кочевников, т.е. людей, не имеющих никаких привязанностей и преследующих исключительно свой эгоистический интерес. По его мнению, только такие люди, которые не связаны с «землёй», не обременены традицией, становятся в современную эпоху элитой.
Остальные же, осёдлые, автоматически занимают низшую ступень в иерархии, поскольку не обладают мобильностью, хваткостью и обременены моралью, совестью и прочими бесполезными с точки зрения современной цивилизации вещами.
Аглая:
– Как-то на приёме документов у абитуриентов наблюдала славную сценку. Девочка заполняет какие-то бумажки, доходит до пункта о социальном положении (наличие этого пункта сейчас не очень понятно), ответить не может и смотрит на мать – толстую, красную и потную от жары и волнения тётку в золоте – и спрашивает: «Шо писать?» Ответ: «Тю, ты шо, не знаешь? Пиши – элита»…
Элитарность есть, она и должна быть, только трудно назвать элитой тех, которые сами себя называют – «тю, элита». Есть элитарное искусство, и оно лучше попсы. А что такое другая элита – не знаю, просто не знаю.
Может быть, элитарность – это знание, достоинство и ответственность – обязанность принимать решения?
Alexander:
– Коммунистическая элита, может быть, была и не лучше, но она чётко знала, что жить и умирать ей, её детям и внукам – в своей стране, и всё, что у неё будет, – будет в этой стране! А нынешние со счетами и домами за границей прилетают в понедельник в Россию в командировку, а в пятницу улетают «домой», на отчёт перед «коллегами».
Александр Сафин:
– Элита – понятие селекционное. Годится, например, для разведения крупного рогатого скота.