Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 мая 2023 г.
Литература Интервью События и мнения

Поп-художник, архитектор и хулиган

Чего мы не знаем об Андрее Вознесенском

12 мая 2023
Ольга Варцева

Его имя стало одним из символов эпохи оттепели. Без его стихов нельзя представить себе не только отечественную поэзию, но и театр, и эстраду. И всё же, несмотря на сумасшедшую популярность, многие грани творческой личности Вознесенского остались неизвестными широкой публике. Об этом – директор Культурного центра Андрея Вознесенского Ольга Варцева.

– 12 мая исполняется не только 90 лет со дня рождения Андрея Вознесенского, но и 5 лет с тех пор, как открылся культурный центр его имени. Расскажите, пожалуйста, о том, как возникла идея проекта.

– В 2012 году был подписан указ президента с тремя пунктами: учредить стипендии имени поэта для студентов, установить мемориальную доску в доме на Котельнической набережной, где Вознесенский долгое время жил, и создать музейно-культурный центр. С первыми двумя задачами справились быстро, а вот с музеем всё время не получалось: Зоя Борисовна Богуславская, которая занималась всем этим, долго ходила по инстанциям, получала отказы, отписки. В итоге поняла, что это бесполезно, и обратилась к сыну – Леониду Богуславскому, которому и предложила открыть культурный центр, не музей. Начались поиски здания, и в какой-то момент Зоя Борисовна нашла наш особняк. Так, 12 мая 2017 года было анонсировано открытие Центра Вознесенского через год, и 12 мая 2018-го он действительно открылся – с первой мемориальной экспозицией под кураторством Петра Шепотинника и Аси Колодижнер. С того момента мы и работаем.

– Как устроено пространство центра? Что в нём есть и зачем стоит туда приходить, кроме программы мероприятий?

– В центре три этажа – на минус первом у нас расположен офис, который долгое время был на ремонте, сейчас мы его обживаем. По пути к нему, как раз после глобальной перепланировки, появилось отдельное выставочное пространство, его мы пока не использовали по назначению, но строим грандиозные планы. На первом этаже находится наша чайная «Нитка» – красивый проект Андрея Колбасинова о русской чайной традиции. Там огромный выбор аутентичных чаёв и просто приятная атмосфера. На этом же этаже расположены три выставочных зала – они задействованы практически всегда, сейчас именно в них открыта наша выставка «Вознесенский. ЕЩЁ» к 90-летию поэта. Собственно, все выставочные проекты мы реализуем именно там. Есть ещё второй этаж – основное его пространство занимает зал с амфитеатром, где проходят все остальные наши события – лекции, кинопоказы, спектакли, презентации книг и многое другое. Рядом с залом есть ещё две небольшие комнаты – в одной из них сейчас будет оборудован архив Андрея Вознесенского и Зои Богуславской, с которым смогут работать молодые исследователи. Другой зал называется «Аудитория» – его мы сделали для всех наших образовательных проектов: поэтической студии для подростков под руководством Андрея Родионова и писательской лаборатории «Будущее», которую ведёт Оксана Васякина.

На выставке «Вознесенский. ЕЩЁ» раскрываются разные грани поэта

– На сайте центра, в разделе, посвящённом Андрею Вознесенскому, написано: «Его творчество олицетворяет эпоху оттепели, является воплощением свободной художественной мысли, талантливого смелого новаторства». Можно ли сказать, что эти принципы легли и в основу работы культурного центра, носящего имя поэта?

– Именно с таким представлением о нём мы и начинали работать. Однако спустя некоторое время изучения его творчества и биографии стало ясно, что это слишком узкое и плоское восприятие. Вознесенский был гигантской величиной, просто об остальных сторонах его творчества мало кто знает. На протяжении пяти лет существования мы старались показать и эти, менее известные части – квинтэссенцией данной работы можно назвать сегодняшнюю выставку «Вознесенский. ЕЩЁ». В ней вы увидите мало традиционной поэзии, зато множество его визуальных работ, архитектурных макетов, коллажей. Всё это он делал сам.

– Какие проекты центра за 5 лет работы кажутся вам наиболее значимыми?

– Наверное, самым значимым событием для центра справедливо можно назвать выставку «Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте», которая проходила у нас в январе – феврале 2022 года. Тогда, на протяжении целого месяца, мы показывали оригинальную работу Аньоло Бронзино, итальянского живописца XVI века, «Аллегорический портрет Данте» из Палаццо Веккьо. Это уникальный прецедент – никогда ранее картина подобного уровня, мировой шедевр Высокого Возрождения, не показывалась в таком небольшом музее. Так, сначала её можно было увидеть в Метрополитен-музее в Штатах, потом в Эрмитаже, а потом у нас! Выставку посетили несколько тысяч человек, а для нас она расширила горизонты – мы поняли, что способны успешно делать глобальные проекты, и это только начало. Не могу не упомянуть и Закрытую рыбную выставку – наш пандемийный блокбастер, который привлёк в центр новую большую аудиторию.

– Основные события – выставки, встречи с авторами, кинопоказы – посвящены современной культуре в целом. А часто ли бывают в стенах центра проекты, посвящённые самому Андрею Вознесенскому, его наследию?

– Сейчас, в юбилейный год, их очень много – основной, конечно, уже упомянутая мной выставка, которую можно будет увидеть до конца июля, а с 12 по 20 мая 2023-го пройдёт большой Voznesensky Festival на ВДНХ, который завершится в Переделкино 21 мая. У выставки есть отдельная публичная программа – значительная её часть посвящена поэту, ознакомиться с её расписанием можно на нашем сайте и в соцсетях. Вне юбилея мы тоже регулярно обращаемся к его работам – творчество поэта объединяет абсолютно все наши проекты.

Видеомы Андрея Вознесенского

– У юбилейной выставки очень необычная концепция: Вознесенский как художник поп-арта... Можно пару слов об этом?

– Выставку «Вознесенский. ЕЩЁ» мы готовили долго: изучали архивы, читали. Каждый из сотрудников центра за это время открыл для себя Вознесенского с разных сторон, мы все в какой-то мере стали «вознесологами». Во время работы с архивом стало ясно: у Андрея Андреевича помимо традиционной поэзии, к которой все привыкли, есть ещё множество художественных работ. Это и отдельная визуальная поэзия – видеомы, и просто картины, этюды, коллажи, инсталляции, даже архитектура! Мало кто знает, что вообще-то Вознесенский по образованию архитектор, он окончил МАРХИ, а в Москве по его макетам даже есть сооружения – это, например, известная многим стела «Дружба народов» на Тишинской площади, которую реализовал по проекту Вознесенского Зураб Церетели. Погружаясь в эти материалы, мы нашли выставку видеом 1993 года, которая проходила в ГМИИ им. А.С. Пушкина под кураторством Генриха Сапгира. Уже тогда, в кураторском тексте к выставке, Сапгир назвал Вознесенского поп-арт-художником. И это правда так: помимо прямых связей с ключевыми художниками этого направления в искусстве – Робертом Раушенбергом, Эдуардо Паолоцци – и совместных работ с ними, Вознесенский разделял главные принципы поп-арта: интерес к массовой культуре и её критике, работа с медиа, обращение к культурным героям современности; стремился к эмблематичности в своих работах, поддерживал высокую степень публичности, был советской и постсоветской поп-звездой. Наша цель – показать всем Вознесенского с другой стороны, о которой многие не знают.

– На выставке представлены экспонаты из архива вдовы поэта, которые прежде никогда не выставлялись. Приоткроете завесу: что самое необычное увидят посетители?

– Наверное, многих удивит коллаж поэта 1999 года «www.девочка с пирсингом.ru», где Вознесенский проявил себя как пирсер, украсивший картину Валентина Серова «Девочка с персиками» современными серёжками. Из более «спокойных» работ – в экспозиции есть ранние акварельные этюды поэта, созданные им в годы учёбы в МАРХИ. Они сделаны уверенной рукой, чувствуется чёткое художественное мышление Вознесенского. Среди них есть и его автопортрет.

– Чем лично вам близок Андрей Вознесенский?

– Главное, наверное, это его открытость миру – уже в 60-е он читал свои стихи за границей, ездил туда, завёл множество друзей по всему миру. Его чувство юмора, ирония, которая тонкой нитью идёт через всё творчество, внутренняя свобода – он был настоящим хулиганом, ярким, увлекающимся, эмоциональным человеком. Мне всё это очень откликается.

Тэги: Эпохи и лица
Обсудить в группе Telegram

Валерия Галкина

Журналист, литературный редактор. Родилась в 19... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Загадка Александра Аронова

    23.08.2024
  • Ахмацвет

    02.06.2024
  • Магистраль Гейдара Алиева

    22.05.2024
  • Оттепель в отделе критики

    15.03.2024
  • Вторая речка

    31.10.2023
  • «Атомный» гений из Петербурга

  • Испытание веком

  • Когда я буду в будущем и прошлом…

  • Герой «ленкомовского времени»

  • Исповедовался людям

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS