Его имя стало одним из символов эпохи оттепели. Без его стихов нельзя представить себе не только отечественную поэзию, но и театр, и эстраду. И всё же, несмотря на сумасшедшую популярность, многие грани творческой личности Вознесенского остались неизвестными широкой публике. Об этом – директор Культурного центра Андрея Вознесенского Ольга Варцева.
– 12 мая исполняется не только 90 лет со дня рождения Андрея Вознесенского, но и 5 лет с тех пор, как открылся культурный центр его имени. Расскажите, пожалуйста, о том, как возникла идея проекта.
– В 2012 году был подписан указ президента с тремя пунктами: учредить стипендии имени поэта для студентов, установить мемориальную доску в доме на Котельнической набережной, где Вознесенский долгое время жил, и создать музейно-культурный центр. С первыми двумя задачами справились быстро, а вот с музеем всё время не получалось: Зоя Борисовна Богуславская, которая занималась всем этим, долго ходила по инстанциям, получала отказы, отписки. В итоге поняла, что это бесполезно, и обратилась к сыну – Леониду Богуславскому, которому и предложила открыть культурный центр, не музей. Начались поиски здания, и в какой-то момент Зоя Борисовна нашла наш особняк. Так, 12 мая 2017 года было анонсировано открытие Центра Вознесенского через год, и 12 мая 2018-го он действительно открылся – с первой мемориальной экспозицией под кураторством Петра Шепотинника и Аси Колодижнер. С того момента мы и работаем.
– Как устроено пространство центра? Что в нём есть и зачем стоит туда приходить, кроме программы мероприятий?
– В центре три этажа – на минус первом у нас расположен офис, который долгое время был на ремонте, сейчас мы его обживаем. По пути к нему, как раз после глобальной перепланировки, появилось отдельное выставочное пространство, его мы пока не использовали по назначению, но строим грандиозные планы. На первом этаже находится наша чайная «Нитка» – красивый проект Андрея Колбасинова о русской чайной традиции. Там огромный выбор аутентичных чаёв и просто приятная атмосфера. На этом же этаже расположены три выставочных зала – они задействованы практически всегда, сейчас именно в них открыта наша выставка «Вознесенский. ЕЩЁ» к 90-летию поэта. Собственно, все выставочные проекты мы реализуем именно там. Есть ещё второй этаж – основное его пространство занимает зал с амфитеатром, где проходят все остальные наши события – лекции, кинопоказы, спектакли, презентации книг и многое другое. Рядом с залом есть ещё две небольшие комнаты – в одной из них сейчас будет оборудован архив Андрея Вознесенского и Зои Богуславской, с которым смогут работать молодые исследователи. Другой зал называется «Аудитория» – его мы сделали для всех наших образовательных проектов: поэтической студии для подростков под руководством Андрея Родионова и писательской лаборатории «Будущее», которую ведёт Оксана Васякина.
– На сайте центра, в разделе, посвящённом Андрею Вознесенскому, написано: «Его творчество олицетворяет эпоху оттепели, является воплощением свободной художественной мысли, талантливого смелого новаторства». Можно ли сказать, что эти принципы легли и в основу работы культурного центра, носящего имя поэта?
– Именно с таким представлением о нём мы и начинали работать. Однако спустя некоторое время изучения его творчества и биографии стало ясно, что это слишком узкое и плоское восприятие. Вознесенский был гигантской величиной, просто об остальных сторонах его творчества мало кто знает. На протяжении пяти лет существования мы старались показать и эти, менее известные части – квинтэссенцией данной работы можно назвать сегодняшнюю выставку «Вознесенский. ЕЩЁ». В ней вы увидите мало традиционной поэзии, зато множество его визуальных работ, архитектурных макетов, коллажей. Всё это он делал сам.
– Какие проекты центра за 5 лет работы кажутся вам наиболее значимыми?
– Наверное, самым значимым событием для центра справедливо можно назвать выставку «Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте», которая проходила у нас в январе – феврале 2022 года. Тогда, на протяжении целого месяца, мы показывали оригинальную работу Аньоло Бронзино, итальянского живописца XVI века, «Аллегорический портрет Данте» из Палаццо Веккьо. Это уникальный прецедент – никогда ранее картина подобного уровня, мировой шедевр Высокого Возрождения, не показывалась в таком небольшом музее. Так, сначала её можно было увидеть в Метрополитен-музее в Штатах, потом в Эрмитаже, а потом у нас! Выставку посетили несколько тысяч человек, а для нас она расширила горизонты – мы поняли, что способны успешно делать глобальные проекты, и это только начало. Не могу не упомянуть и Закрытую рыбную выставку – наш пандемийный блокбастер, который привлёк в центр новую большую аудиторию.
– Основные события – выставки, встречи с авторами, кинопоказы – посвящены современной культуре в целом. А часто ли бывают в стенах центра проекты, посвящённые самому Андрею Вознесенскому, его наследию?
– Сейчас, в юбилейный год, их очень много – основной, конечно, уже упомянутая мной выставка, которую можно будет увидеть до конца июля, а с 12 по 20 мая 2023-го пройдёт большой Voznesensky Festival на ВДНХ, который завершится в Переделкино 21 мая. У выставки есть отдельная публичная программа – значительная её часть посвящена поэту, ознакомиться с её расписанием можно на нашем сайте и в соцсетях. Вне юбилея мы тоже регулярно обращаемся к его работам – творчество поэта объединяет абсолютно все наши проекты.
– У юбилейной выставки очень необычная концепция: Вознесенский как художник поп-арта... Можно пару слов об этом?
– Выставку «Вознесенский. ЕЩЁ» мы готовили долго: изучали архивы, читали. Каждый из сотрудников центра за это время открыл для себя Вознесенского с разных сторон, мы все в какой-то мере стали «вознесологами». Во время работы с архивом стало ясно: у Андрея Андреевича помимо традиционной поэзии, к которой все привыкли, есть ещё множество художественных работ. Это и отдельная визуальная поэзия – видеомы, и просто картины, этюды, коллажи, инсталляции, даже архитектура! Мало кто знает, что вообще-то Вознесенский по образованию архитектор, он окончил МАРХИ, а в Москве по его макетам даже есть сооружения – это, например, известная многим стела «Дружба народов» на Тишинской площади, которую реализовал по проекту Вознесенского Зураб Церетели. Погружаясь в эти материалы, мы нашли выставку видеом 1993 года, которая проходила в ГМИИ им. А.С. Пушкина под кураторством Генриха Сапгира. Уже тогда, в кураторском тексте к выставке, Сапгир назвал Вознесенского поп-арт-художником. И это правда так: помимо прямых связей с ключевыми художниками этого направления в искусстве – Робертом Раушенбергом, Эдуардо Паолоцци – и совместных работ с ними, Вознесенский разделял главные принципы поп-арта: интерес к массовой культуре и её критике, работа с медиа, обращение к культурным героям современности; стремился к эмблематичности в своих работах, поддерживал высокую степень публичности, был советской и постсоветской поп-звездой. Наша цель – показать всем Вознесенского с другой стороны, о которой многие не знают.
– На выставке представлены экспонаты из архива вдовы поэта, которые прежде никогда не выставлялись. Приоткроете завесу: что самое необычное увидят посетители?
– Наверное, многих удивит коллаж поэта 1999 года «www.девочка с пирсингом.ru», где Вознесенский проявил себя как пирсер, украсивший картину Валентина Серова «Девочка с персиками» современными серёжками. Из более «спокойных» работ – в экспозиции есть ранние акварельные этюды поэта, созданные им в годы учёбы в МАРХИ. Они сделаны уверенной рукой, чувствуется чёткое художественное мышление Вознесенского. Среди них есть и его автопортрет.
– Чем лично вам близок Андрей Вознесенский?
– Главное, наверное, это его открытость миру – уже в 60-е он читал свои стихи за границей, ездил туда, завёл множество друзей по всему миру. Его чувство юмора, ирония, которая тонкой нитью идёт через всё творчество, внутренняя свобода – он был настоящим хулиганом, ярким, увлекающимся, эмоциональным человеком. Мне всё это очень откликается.