В московском кинотеатре «Иллюзион» на Котельнической набережной состоялась премьера полнометражного художественного фильма «Снежный человек» (2010) режиссёра Юнуса Юсупова совместного производства телевидения «Сафина» (Таджикистан) и Госфильмофонда России.
Участие последнего в кинопроизводстве может вызвать резонное удивление, но удивляться тем не менее не стоит. В Госфильмофонде совсем недавно создана своя киностудия, которая оказывает съёмочным группам технические и поисковые услуги: собственно, этим киноархив занимался и продолжает заниматься последние десятки лет по определению. И второе – именно в Госфильмофонде Российской Федерации сосредоточена полная коллекция всех фильмов советского периода, в частности, таджикского кино за всю историю его существования.
Так что в таком совместном кинопредприятии заключён свой резон: по мере сил и финансовых возможностей помочь возродиться национальной кинематографии на новом витке её развития, в новом столетии.
Таджикское кино в былые десятилетия заявило о себе в первую очередь постановкой красочных «суперколоссов» по мотивам «Шах-наме» великого Фирдоуси – «Сказание о Рустаме», «Рустам и Зухраб», «Сказание о Сиявуше». Культурно-исторические мотивы ирано-таджикских кровей, яркая гамма национальной палитры вкупе с музыкальной гармонией, близкой восточному слуху, обеспечили своего рода бренд таджикскому кино. Не последнюю роль в развитии кино в Таджикистане играли и советские кинематографисты – с момента его зарождения вплоть до конца века. Достаточно вспомнить, что свой первый фильм «Дети Памира» дебютант Владимир Мотыль поставил на Таджикфильме. А «Афганский синдром» там же снял и Владимир Бортко. Участие же в нём любимца всего советского народа «комиссара Каттани» приостанавливало даже начавшуюся с 1990 годами братоубийственную рознь на таджикской земле. Стоило Микеле Плачидо показаться из БТРа, ликовать начинали обе воюющие стороны…
Поставленный по мотивам пьесы Нуруло Абдулло «Горец» фильм «Снежный человек» представляет собой убедительный пример прерванной национальной традиции. Прерванной искусственно, если не насильственно. Причиной тому явились геополитические составляющие – распад СССР, гражданская война в республике, экономическая нестабильность. Режиссёр Юнус Юсупов пробует воссоздать элементы былой эстетики таджикского поэтического кинематографа – эмоциональную насыщенность (романтическая история, перетекающая в мелодраму) или красоту пейзажей преимущественно мажорной тональности (ставшее обязательным в среднеазиатском кино горное поле красных маков). И в этом постановщику удаётся достичь определённой органики, ибо здесь он опирается на давно наработанные языком кинотропы. Былая традиция работает на эстетику фильма.
Совершенно противоположна этому вторая, «российская» половина картины. Нынешняя Россия, которую режиссёр, видимо, знает поверхностно, совершенно не сводится к новейшим интерьерам с высококачественным импортным питьём. Равно как и к заунывному пению псевдопевцов в электричках. При всей своей разноречивости Россия сегодня не столь линейно однозначна.
Восстанавливать разорванную связь времён всегда очень трудно. А возрождать традицию – дело благородное, но не менее тяжкое.