ИНТЕРТЕКСТ
На общем фоне неутихающих писательских распрей особняком стоит петербургский Центр современной литературы и книги на Васильевском, где рады всем писателям независимо от того, в каком они союзе состоят. Сегодня у нас в гостях его бессменный директор, известный петербургский прозаик Дмитрий КАРАЛИС.
– Творческие союзы постоянно ссорятся, но ваш центр уже десятый год стоит крепким островом, принимает всех, кто приплывает к нему…
– У нас с соучредителями с самого начала была идея: попытаться примирить всех писателей Петербурга пред величественным флагом русской литературы. Пиши ты хоть справа налево, хоть в столбик, хоть по диагонали, но пиши для сближения людей, а не для раздора между ними, служи отечеству, народу, искусству. Нет большего абсурда, чем ссорить людей литературой. Это не значит, что должны быть тишь-гладь и слой лака поверху, но каждый пишущий должен чувствовать свою ответственность перед небесами, перед человечеством – ни больше ни меньше.
– Соответствует ли современная литература этим требованиям?
– Литература и «книжный бизнес» текут, к сожалению, параллельными, не пересекающимися руслами. У них разные цели, они впадают в разные моря. Литература сейчас – чаще всего книжки, изданные за свой счёт, тираж – минимальный, круг читателей – друзья и коллеги-писатели. Но без таких книжечек, даже изданных мизерными тиражами, река русской литературы пересохнет. Издатели пачками вытаскивают на свет Божий «культовых писателей», в том числе зарубежных, полки книжных магазинов ломятся, а Литература прибывает медленно и совсем не этим громким путём. Беда и в том, что теперь писателем может назвать себя любой компилятор-кулинар, издавший сборник рецептов по кулинарии. Это сбивает читателя-покупателя. Но вот другой пример. В конце ноября в морской гавани Питера прошёл Санкт-Петербургский международный книжный салон. Посетители шли упругими волнами, чуть не смели торпедный катер и подводную лодку «Народоволец», стоящие на постаментах, и это людское море обходило эстрадных певцов, отметившихся «книгой», но возле стендов обоих союзов писателей Санкт-Петербурга было не протолкнуться – раскупили все книги до единой. И стенды небольших издательств, выпускающих литературу, а не пособия, как стать стервой или соблазнить соседку, тоже брали штурмом… Мы просто обязаны оставить все распри и подтвердить высокий статус литературы, вернуть читателя, дать ему пищу духовную, показать бессмысленность книжного фаст-фуда в яркой упаковке.
– А чем занят прозаик Дмитрий Каралис, что он сейчас пишет?
– Пишу сразу несколько вещей, и не столь успешно, как хотелось бы. Во-первых, книгу о блокадных железнодорожниках, шире – о блокаде Ленинграда, о массовых взлётах и падениях человеческого духа. Материала собрано много, но писать на эту тему столь тяжело, что уже через неделю работы буквально заболеваешь – ни с кем не хочется разговаривать, так бы и утопился к чёртовой матери. Кстати, все, кто берётся за блокадную тему, начинают недомогать от тяжести материала. Вторая вещь – сатира, утопия, но о ней больше ничего не скажу: боюсь сглазить. Когда появляются мысли о нынешней жизни – пишу публицистику. И почти ежедневно пишу дневники – выполняю строгий, но дельный наказ Виктора Конецкого, дававшего мне рекомендацию в Союз писателей. Это занятие самое приятное из всех литературных дел – втянулся ещё лет двадцать назад, теперь понемногу публикую отрывки из дневников в журналах…
– Какие же, на ваш взгляд, перспективы у современной российской литературы? Что её ждет?
– Перспективы самые прекрасные! Если открыть сборник речей лауреатов Нобелевской премии по литературе за все сто лет её существования, то обнаружится, что почти все лауреаты сетовали на упадок литературы, на неразборчивый вкус читателей, на засилье бульварного романа и всё такое прочее. Все сто лет писатели только об этом и говорят! А литература живёт! Наверное, потому, что во все времена находятся чудаки, готовые писать послания человечеству совершенно бесплатно…
На общем фоне неутихающих писательских распрей особняком стоит петербургский Центр современной литературы и книги на Васильевском, где рады всем писателям независимо от того, в каком они союзе состоят. Сегодня у нас в гостях его бессменный директор, известный петербургский прозаик Дмитрий КАРАЛИС.
– Творческие союзы постоянно ссорятся, но ваш центр уже десятый год стоит крепким островом, принимает всех, кто приплывает к нему…
– У нас с соучредителями с самого начала была идея: попытаться примирить всех писателей Петербурга пред величественным флагом русской литературы. Пиши ты хоть справа налево, хоть в столбик, хоть по диагонали, но пиши для сближения людей, а не для раздора между ними, служи отечеству, народу, искусству. Нет большего абсурда, чем ссорить людей литературой. Это не значит, что должны быть тишь-гладь и слой лака поверху, но каждый пишущий должен чувствовать свою ответственность перед небесами, перед человечеством – ни больше ни меньше.
– Соответствует ли современная литература этим требованиям?
– Литература и «книжный бизнес» текут, к сожалению, параллельными, не пересекающимися руслами. У них разные цели, они впадают в разные моря. Литература сейчас – чаще всего книжки, изданные за свой счёт, тираж – минимальный, круг читателей – друзья и коллеги-писатели. Но без таких книжечек, даже изданных мизерными тиражами, река русской литературы пересохнет. Издатели пачками вытаскивают на свет Божий «культовых писателей», в том числе зарубежных, полки книжных магазинов ломятся, а Литература прибывает медленно и совсем не этим громким путём. Беда и в том, что теперь писателем может назвать себя любой компилятор-кулинар, издавший сборник рецептов по кулинарии. Это сбивает читателя-покупателя. Но вот другой пример. В конце ноября в морской гавани Питера прошёл Санкт-Петербургский международный книжный салон. Посетители шли упругими волнами, чуть не смели торпедный катер и подводную лодку «Народоволец», стоящие на постаментах, и это людское море обходило эстрадных певцов, отметившихся «книгой», но возле стендов обоих союзов писателей Санкт-Петербурга было не протолкнуться – раскупили все книги до единой. И стенды небольших издательств, выпускающих литературу, а не пособия, как стать стервой или соблазнить соседку, тоже брали штурмом… Мы просто обязаны оставить все распри и подтвердить высокий статус литературы, вернуть читателя, дать ему пищу духовную, показать бессмысленность книжного фаст-фуда в яркой упаковке.
– А чем занят прозаик Дмитрий Каралис, что он сейчас пишет?
– Пишу сразу несколько вещей, и не столь успешно, как хотелось бы. Во-первых, книгу о блокадных железнодорожниках, шире – о блокаде Ленинграда, о массовых взлётах и падениях человеческого духа. Материала собрано много, но писать на эту тему столь тяжело, что уже через неделю работы буквально заболеваешь – ни с кем не хочется разговаривать, так бы и утопился к чёртовой матери. Кстати, все, кто берётся за блокадную тему, начинают недомогать от тяжести материала. Вторая вещь – сатира, утопия, но о ней больше ничего не скажу: боюсь сглазить. Когда появляются мысли о нынешней жизни – пишу публицистику. И почти ежедневно пишу дневники – выполняю строгий, но дельный наказ Виктора Конецкого, дававшего мне рекомендацию в Союз писателей. Это занятие самое приятное из всех литературных дел – втянулся ещё лет двадцать назад, теперь понемногу публикую отрывки из дневников в журналах…
– Какие же, на ваш взгляд, перспективы у современной российской литературы? Что её ждет?
– Перспективы самые прекрасные! Если открыть сборник речей лауреатов Нобелевской премии по литературе за все сто лет её существования, то обнаружится, что почти все лауреаты сетовали на упадок литературы, на неразборчивый вкус читателей, на засилье бульварного романа и всё такое прочее. Все сто лет писатели только об этом и говорят! А литература живёт! Наверное, потому, что во все времена находятся чудаки, готовые писать послания человечеству совершенно бесплатно…