Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Пора прозрения

01 января 2007

ФЕСТИВАЛЬ

Во внеконкурсной программе фестиваля «Золотая маска» был показан один из лучших спектаклей минского Национального драматического театра им. М. Горького – бергмановская «Земляничная поляна».

Перевести на язык кинематографа пьесу, то есть текст, созданный в расчёте на специфику театрального действа, сложно, но возможно. Режиссёр и оператор, если они обладают вкусом и чувством меры, привнесут в картину ту динамику, каковой, возможно, недоставало бы спектаклю. А вот произвести обратную трансформацию – поместить в замкнутое пространство сцены киносценарий, да ещё из разряда тех, на основе которых были сняты подлинные шедевры, сохранив колоссальный внутренний «драйв» при абсолютной аскетичности сценографии, – для этого требуется не только дарование, соизмеримое (хотя в чём его измерять, единицы такой ещё не придумано) с талантом авторов фильма, но и немалая отвага на грани взвешенного риска. Вот это труднодостижимое состояние и достигнуто в «треугольнике» Ингмар Бергман – Аркадий Кац – Ростислав Янковский: режиссёр спектакля и актёр, исполняющий в нём главную роль, разделили между собой ответственность за судьбу постановки по сценарию гениального фильма.

Сценарий «Земляничной поляны» Бергман написал, когда ему было почти пятьдесят. Фильм, снятый по нему, считается одним из лучших в его фильмографии. Потому что и писал, и снимал он о самом себе, хотя в ту пору был моложе своего героя больше чем на четверть века. К моменту постановки спектакля Аркадий Кац (режиссёр, имя которого в истории отечественного театра стало почти легендой) и Ростислав Янковский (актёр фантастического таланта и фантастической же скромности, невзирая на все мыслимые звания и регалии – от народного артиста СССР до лауреата премии Союзного государства) были практически ровесниками Исака Борга, уважаемого профессора, отправившегося получать очередную почётную награду, а в итоге совершившего путешествие сквозь всю свою длинную и не очень счастливую жизнь. И путешествие, совершённое в границах сцены, было столь же драматичным, ярким и насыщенным, сколь и то, что удалось совершить в границах съёмочной площадки. И зал, этот зримо-незримый спутник героя, дышал с ним в такт, как одно существо, ибо боль была общей – рано или поздно это мучительное, но необходимое странствие приходится совершить каждому. И счастлив тот, кому, как Боргу, удастся исправить хоть что-то в этой запоздалой работе над ошибками. Хотя ошибка, по большому счёту, одна-единственная. Мы умеем строить карьеру, растить детей, у нас даже получается объясняться в любви. Но вот любить-то мы как раз и не умеем. Не то что ближних – самих себя. Нам не хватает на это времени, и тогда мы – бодрые, подтянутые, успешные – умираем при жизни, не успевая ни отследить, ни осознать, как это с нами происходит.

Романтиков и идеалистов, упорно продолжающих верить в то, что в театр можно идти за надеждой и светом, сегодня, как правило, поднимают на смех. Ни то, ни другое в наши циничные времена особо не котируется. Вот поржать вволю над чем-нибудь пикантно-скабрёзным или пощекотать нервишки (не испачкав при этом ручек) какой-нибудь навозно-бомжовой мерзостью – это другое дело. Наблюдая за этой вакханалией, вспоминаешь лермонтовское «так храм оставленный – всё храм» и мучаешь себя вопросом: так ли? Покидая «Земляничную поляну», понимаешь: так! В театре есть место и мудрости, и добру, и нравственной чистоте. И присутствие их там зависит не от катаклизмов, бушующих за его стенами, а от людей, обитающих внутри них.

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS