Спустя 75 лет после Нюрнбергского трибунала неонацистский вызов снова актуален. В ходу разные вариации политических практик, использующих риторику, символы, методы, апеллирующие к принципам «чистоты расы», возводящие в норму нетерпимость к инакомыслию.
В чём же живучесть «коричневой чумы»?
Уходит поколение политиков, учёных, гражданских активистов, мастеров искусства, которое помнит катастрофические последствия войны, знает «цену вопроса», которая была заплачена за претензии на «мировое господство». Новые поколения всё меньше ощущают связь с той трагической эпохой. Появляется основа для пересмотра ценностных императивов, которые ранее казались незыблемыми. Это касается и исторических исследований, и так называемой массовой истории, массовой культуры.
Пришёл конец ялтинско-потсдамскому миру, созданному на основе победы стран антигитлеровской коалиции. Поражение СССР в холодной войне, распад единого государства и ликвидация двухполюсного мира открыли шлюзы для государственного и национального строительства новых стран, где не обошлось без частичной реабилитации нацизма. Во многом эти действия вызваны стремлением правящих элит выстроить собственную версию истории, противоположную той, которая внедрялась в общественное сознание в советский период. В результате зачастую наряду с восстановлением исторической справедливости открытые пособники гитлеровского нацизма превращаются в национальных героев.
В сознание людей внедряются нехитрые идеологические установки: СССР и Германия – две империи зла. Война между этими странами – всего лишь конфликт двух хищников, двух диктатур. Пособники нацистов, политические силы европейских стран, ставшие союзниками Германии, защищали свою независимость от агрессии Советского Союза либо, как в случае с бандеровцами, воевали за независимость своей родины и против нацистов, и против коммунистов.
Борьба с нацизмом и его современными вариациями подменяется борьбой с «тоталитарными режимами», а между нацистской Германией и спасшим мир от «коричневой чумы» Советским Союзом ставится знак равенства.
Становится неприятной традицией, когда накануне Дня Победы некоторые представители нашей интеллигенции пытаются снизить значение священного праздника, резко выступают против проведения праздничного парада, салюта и других ритуалов Победы. О каком «победобесии» речь? Разве наши танки с Красной площади идут прямиком на Берлин? При этом военные учения НАТО в Эстонии, у границ России, ни у кого из рьяных критиков вопросов не вызывают.
Снова проявила себя «забава» – попытка разместить на сайте «Бессмертного полка» фото неонацистов. В очередной раз «прославились» уличные радикалы на Украине: оскорбляли ветеранов, встречали их «зигами», пытались сорвать георгиевские ленточки. В Риге под предлогом антиковидных мер власти не разрешили возлагать цветы к памятнику воинам-освободителям, хотя можно было ограничиться соблюдением социальной дистанции, использованием средств индивидуальной защиты. Да и в нашей стране немало поводов, чтобы устыдиться: осквернение памятников, шашлыки на Вечном огне... Или выплаты ветеранам: они нищенские, и тем не менее нередки случаи кровавых нападений на беззащитных стариков с целью поживиться их пенсиями, орденами, квартирами.
Хорошо, что появляются такие волнующие фильмы, как «Брестская крепость», «Девятаев», «Собибор». Но пока мы так и не научились по-настоящему ценить оставшихся ветеранов, не смогли создать им достойные условия жизни, чтобы покончить с таким позором, когда они выходят просить милостыню или копаться в мусорных бачках. И сможем ли мы при таких проваленных тылах воевать за историческую память за пределами страны?
Александр Брод, правозащитник, член СПЧ