Зачарованный замок в горах, озарённый солнцем, из юношеских снов… И прекрасная музыка откуда-то из небесных сфер, из тех глубин подсознания, которые, наверное, напрямую связаны с Богом… Есть вещи, о которых рассказать практически невозможно, как невозможно не выглядеть смешно и банально, пытаясь в который раз объяснять свои восторги, стоя перед Сикстинской Мадонной. Итак, на Исторической сцене Большого театра прошёл органный гала «Весенняя фантазия», посвящённый десятилетнему юбилею органа компании «Глаттер-Гёц», «коронованному» здесь 13 мая 2013 года.
Ныне можно уже говорить об органных гала в Большом как об отдельном жанре, о целом направлении исполнительского искусства. Его создательница – Евгения Кривицкая. Перечисление её заслуг и регалий займёт чуть ли не половину статьи. Поэтому отметим главное: она концертирующая органистка и настоящий подвижник органного искусства. Мало кто ещё столько делает для его развития в нашей стране! Кстати, именно Кривицкая в качестве эксперта тестировала «юбиляра» Большого после его установки на Исторической сцене.
Евгения Давидовна не только исполнитель, но и куратор программ органных гала. И они заслуживают особого внимания. Каждая программа совершенно уникальна. Совершенна! И уникальна! Музыка, слово, танец, художественные образы соединяются в единое универсальное произведение. Так и хочется добавить: «…искусства будущего». Каждый органный гала в Большом – воплощённый синтез, единство искусств, Gesamtkunstwerk. При этом внутри общего действа уже сложились и определённые традиции, и дружная команда единомышленников.
«Свой жизни путь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…» Дантовский лес, преображающийся то в стрельчатые готические окна, то в уходящее в бесконечность пространство храма, то в дверь – врата, портал! – за которыми пронзающие мрак солнечные лучи, золотая страна грёз… Режиссёр Игорь Ушаков применил современные средства видеопроекции – и погрузил публику в безвременье, заставил мысленно перелистывать цветные гравюры старинных фолиантов и поверить в то, что впереди нас всех обязательно ждёт Свет.
А на фоне этой красоты царствовал великолепный орган! В международный «десант» органистов кроме Евгении Кривицкой входили Хироко Иноуэ (Япония), Жан-Пьер Стайверс (Нидерланды), Даниэль Сальвадор (Испания) и Лука Гаделия (Абхазия). Орган мистический, орган парадный, орган тоскующий, заклинающий, подавляющий своей мощью, изумляющий своей нежностью, сострадающий и страстный. То обдающий порывами свежего весеннего ветра, то окатывающей брызгами морской волны, шепчущей что-то потаённое и сокровенное древним камням… Каждый исполнитель – яркая индивидуальность. И программа учитывает особенности творческого почерка органиста, помогает раскрывать его самые сильные стороны.
Концепция же, сверхзадача, генеральная линия каждого органного гала определяется названием. Невольно вспоминается 2017 год. Тогда на сцене царила «Зимняя рапсодия». Словно продолжение, перекличка именно с тем концертом, зовёт к воскрешению и новой жизни «Весенняя фантазия» в 2023-м. Тогда задавала тон «Зима» Антонио Вивальди. Ныне – его же «Весна» (в транскрипции для органа в исполнении Луки Гаделия). Вот где была демонстрация возможности полной замены оркестра одним лишь инструментом! А произведение не потеряло при этом ни одного, даже самого минимального нюанса.
Но мы немного поторопились. Ведь открывал концерт – уже традиционно – «вечный символ органной музыки» Иоганн Себастьян Бах (переложение для органа в четыре руки Увертюры и Арии из Сюиты для оркестра № 3 исполнила семейная пара – Хироко Иноуэ и Жан-Пьер Стайверс).
Отметим ещё одну традиционную особенность программ: путь «от альфы до омеги». Вернее, «от Баха до Уэббера». Настоящие «Анналы» органной музыки! Неудивительно, что гала в Большом немыслимы без участия Камерного хора Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва. Коллектив славится собственной универсальностью; ему одинаково подвластны как Моцарт и Гендель, так и Эндрю Ллойд Уэббер или Леонард Коэн. Кстати, опять же традиционно и символично каждая программа органного гала обязательно заканчивается «Аллилуйей» (авторство в данном случае уходит на второй план). «Традиция традиций» требует, чтобы Словом, с которым зритель уйдёт из театра, было именно это – Аллилуйя!
Но ведь и «в начале было Слово»! И Слово в сочетании с музыкой органа – разговор особый. Слово вокальное и драматическое. В концерте принимала участие замечательная певица из Абхазии Кристина Эшба. (Кстати, её супруг, Лука Гаделия, аккомпанирующий ей на органе, в своей сольной «Абхазской рапсодии» заставил услышать в органных аккордах многоголосный хор гордых сынов Абхазских гор.) Её богатый, чистый, сверкающий голос позволял каждое исполняемое произведение превратить в «мини-оперу», будь то Ария из «Арджиппо» Вивальди или Piu Jesu Уэббера, где она вместе с Виктором Скоробродовым (дискант) создали удивительно трогательные образы: ангелы ли, молящиеся за нас, или Дева Мария и юный Христос, пришедший взять на себя грехи мира... Виктор Скоробродов, тринадцатилетний уроженец Сургута, учащийся Хорового училища имени А.В. Свешникова, является настоящим самородком! Он уже неоднократно становился лауреатом международных вокальных конкурсов и мечтает стать оперным певцом. Запомним это имя!
Драматическое Слово… Помните, какую власть имел над слушателями пушкинский Импровизатор? Бессменного ведущего органных гала Петра Татарицкого именно в пушкинском смысле можно назвать мелодекламатором. Глубокая и образная поэзия Карины Филипповой всегда находит место в органных программах. Под аккомпанемент органа (Евгения Кривицкая) и скрипки (солистка Симфонического оркестра Большого театра Людмила Херсонская) проникновенный человеческий голос волновал, трогал, будоражил, брал в плен. «Кружево шлейфа» с пронзительным рефреном: «Самый красивый корабль тот, который проходит мимо…» Или «Лебедь» Стефана Малларме в переводе Максимилиана Волошина…
Здесь к Слову добавилась пластика. Можно с уверенностью сказать, что если бы пришлось выбирать единый символ хореографического искусства, то с большим отрывом победил бы «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса в хореографии Михаила Фокина. Недаром традиция требует постоянно включать эту сцену в программу. И вновь трепетная Екатерина Шипулина, прима-балерина Большого театра, превращалась в прекрасную птицу и умирала под бессмертную музыку – дуэт органа (Евгения Кривицкая) и виолончели (солист Симфонического оркестра Большого театра Пётр Кондрашин).
Но в программе был ещё один совершенно незабываемый хореографический сюжет. «Мелодия» из оперы Глюка «Орфей и Эвридика» (хореография Асафа Мессерера). Ведущая солистка балета Мария Виноградова, премьер балета Артём Овчаренко, Людмила Херсонская (скрипка) и Евгения Кривицкая (орган). Точёная хрупкость и музыки, и танца, и образа. Тихое дыхание божества. Тот самый восторг перед Сикстинской Мадонной, который описать невозможно…
И ещё совсем немного о «дуэтах». Традиционно в органных гала «король инструментов» звучит в содружестве с музыкантами легендарного Ансамбля скрипачей Большого театра. Но бывают и сюрпризы. Именно такой неожиданностью стал дуэт органа и классической гитары в лице изумительного виртуоза Дмитрия Илларионова. Вместе с Евгенией Кривицкой они доказали, что орган и гитара буквально созданы друг для друга! А «встретились» впервые»! Исповедью гения можно назвать и Adagio из «Аранхуэсского концерта» Хоакина Родриго, где в дуэте с Илларионовым выступала Хироко Иноуэ. Такое «сочетание вроде бы несочетаемого» – гитары и органа – настоящее открытие 2023 года. Надеемся, что оно получит в дальнейшем самое широкое распространение.
Вообще, программа получилась по-настоящему юбилейной! Более того, в нынешнем году в Большом прошло даже два органных гала. В день 150-летия Сергея Рахманинова «западный» орган служил русской музыке: концерт «Русский дивертисмент» столь же оригинально и интересно представил публике уже отечественную программу.