В дни празднования 65-й годовщины Великой Победы в Лыткарине проходила выставка художника – ветерана Великой Отечественной войны Фёдора Антонова. На ней особое место занимал портрет, написанный специально к вернисажу.
Дружба Фёдора Антонова и Николая Платонова началась в Тамбовской военной авиационной школе пилотов (штурмовиков), куда они поступили ещё до начала войны. Фёдор Антонов родом из Подмосковья, Николай Платонов – со Смоленщины. Из школы пилотов первым отправился на фронт Платонов. Был командиром звена штурмового авиационного полка. Совершил более 150 боевых вылетов на штурмовике Ил-2.Только во время разгрома танковой группы под Шауляем лично Платоновым была уничтожена чёртова дюжина немецких танков. В воздушных боях им было сбито два вражеских самолёта и свыше десяти в группе. В августе 1945 года лейтенанту Николаю Платонову было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны он продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. Готовил лётчиков в аэроклубе ДОСААФ. Затем окончил Военно-воздушную академию. Был начальником штаба авиационного полка, служил в Главном штабе ВВС. В 1978 году в звании полковника вышел в отставку. А жил Николай Евтихиевич в Москве. Но об этом Фёдор Антонов узнал спустя 60 с лишним лет.
Боевой путь Фёдора Алексеевича начался чуть позже, в 1944-м. Он воевал в составе 151-го гвардейского истребительного авиационного полка. Награждён двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, 13 медалями. После войны Фёдор Антонов вернулся на родину, в Лыткарино. Работал на оптико-механическом заводе, затем в конструкторском бюро.
К 65-летию Победы Фёдор Алексеевич подготовил свою персональную выставку. Центральное место на ней занял портрет его фронтового товарища – Героя Советского Союза Николая Евтихиевича Платонова. Хотя картин военной тематики у Антонова немного. Он предпочитает писать пейзажи.
– В лётную школу я поступил по призыву «Молодёжь – на самолёты!» ещё до войны, – рассказывает Фёдор Алексеевич. – Там и познакомился с Николаем Платоновым. Учились вместе, очень сдружились, у нас даже дни рождения у обоих в феврале. Так получилось, что нас выпускали во время войны небольшими группами, в разное время, и я потерял его из виду. Мы молодые были, друг друга только по именам и называли. Я знал, что он был смоленский. И когда я его разыскивал, «перекопал» всю Смоленскую область. Но ничего не получилось. Отчество нужно было знать, а я его как раз и не знал. Потом решил через передачу «Жди меня» его разыскать. А тут случайно увидел в газете портрет Николая как героя войны. Через редакцию узнал адрес. Оказалось, он живёт в Москве, буквально через дорогу от дома, где я часто провожу зимние месяцы. Я написал письмо, но вскоре позвонила его жена и сообщила, что Коля умер год назад…
Вот тогда-то в память о Николае и нашей фронтовой дружбе я решил написать его портрет. Писать пришлось, увы, с фотографии, которую мне передала супруга Николая Платонова...
…Творчество – это особая любовь Фёдора Антонова. Технику живописи в детстве он, естественно, не знал и всё постигал сам. Всерьёз увлёкся живописью уже после войны. А когда художник Яков Котюжанский в 1970-е годы основал художественную студию, стал её посещать. Учился упорно, постоянно выезжал на пленэр, участвовал в выставках и даже персональные устраивал. Больше всего Фёдор Алексеевич любит изображать природу, русскую природу. А портрет друга – это случай особый…