Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 января 2025 г.
  4. № 3 (6967) (22.01.2025)
Литература Библиосфера

Портрет на фоне века и сверхдержав

24 января 2025

В апреле будет отмечаться 100 лет со дня рождения скульптора, графика, живописца с мировым именем Эрнст Неизвестный. Удивительно, но ни Россия, ни Америка долгие десятилетия не могли похвастать серьёзным исследованием жизни и творчества одного из самых заметных художников ХХ века. Лишь на родине скульптора, в Екатеринбурге, в 2013 году мимолётной искоркой в издательском доме «Сократ» сверкнула компактная биография Неизвестного, написанная Юлией Матафоновой и опубликованная в серии «Жизнь замечательных уральцев». В канун столетия Эрнста Неизвестного эстафету у уральцев подхватило Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донковцева – как-никак и предки скульптора – выходцы из Оренбургской губернии, да и знакомство, случившееся с Мастером в начале 2000-х, привело к ряду интересных совместных проектов. Инициатором и идейным вдохновителем издания в России фундаментальной биографии Неизвестного стала вдова художника Анна Грэм, живущая в Нью-Йорке, а непосредственной реализацией проекта с осуществлением перевода с английского на русский язык, серьёзной редакторской работой над текстом занялся фонд «Прометей» в лице Марии Орловой. И вот 480 страничный фолиант, изданный в Оренбурге на средства российского мецената Ивана Тырышкина ограниченным тиражом 600 экземпляров, стал доступен нашему читателю. Блестящий язык глубокого и вместе с тем увлекательного повествования вызывает восхищение. И здесь заслуга не только автора – Альберта Леонга, но и талантливого переводчика – Елены Рубиновой, которой мы и предоставляем слово.

Игорь Храмов


Книга, впервые опубликованная в США в 2002 году, – самая полная биография Эрнста Неизвестного, вышедшая на английском языке. Профессор славистики Орегонского университета Альберт Леонг (1935–2002) не только более десяти лет собирал информацию для своей монографии, но и был непосредственным участником американского периода жизни художника, тесно общался с самим Неизвестным и его ближайшим окружением. Объёмный фолиант содержит фрагменты дневниковых записей и переписку художника с самыми разными адресатами, выдержки из расшифровок аудиоинтервью мастера и фильмов о нём, десятки иллюстраций и все главные атрибуты научной биографии: примечания, именной указатель и обширную библиографию. Работая над книгой долгие годы, профессор Леонг вёл настоящие полевые исследования – встречался с людьми, знавшими Неизвестного, изучал документы в архивах разных стран, в том числе в городах бывшего СССР – от Риги до Магадана.

В процессе подготовки издания мы снова обратились к архивным документам. За четверть века многое изменилось: границы стран, доступность и сохранность некоторых архивов, но мы сделали всё возможное, чтобы включить максимальное число исходников, которые автор, как правило, приводил в своём переводе. Часть упомянутых документов найти не удалось, и тогда они даются в обратном переводе на русский. Понадобилась лингвокультурная адаптация текста, поскольку многие обстоятельства российской действительности понятны нашему читателю по умолчанию, а излишнее толкование осложняет восприятие. Переработаны и дополнены были и авторские примечания.

Неоценимую помощь в подготовке издания оказали научные консультанты и архивисты Александра Орлова (Москва), Владимир Решетов (Рига), искусствоведы Анна Романова и Лариса Кашук, редакторы Нина Усова и Галина Шульга (Москва). В итоге русскоязычный читатель наконец получил по-настоящему полную документальную версию жизни и творчества одного из главных российско-американских художников XX века. До сих пор в русскоязычном пространстве не появилось ничего близкого по масштабности задачи, которую поставил себе и выполнил Альберт Леонг. Автору удалось показать личность Неизвестного по-настоящему объёмно, не пытаясь приукрасить или замолчать поступки и детали его невероятно насыщенной жизни.

Следует особо отметить, что профессор Леонг создавал книгу для американской аудитории. В своей работе он воспроизводит распространённый в то время в США взгляд на СССР и новую Россию, постперестроечной эпохи, и эта точка зрения сама по себе может оказаться любопытной для современных читателей. Если говорить о жанровой принадлежности книги, то это не столько подробное биографическое жизнеописание и критический разбор творчества, сколько портрет художника на фоне века и двух супердержав. Основной исследовательский фокус автора направлен на осмысление роли Неизвестного «как художника, критика и мыслителя в традиции русской социальной и философской мысли» и на его становление как американского скульптора.


Обсудить в группе Telegram

Игорь Храмов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Пара строк, записанных в блокнот

    08.05.2025
  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS