Автора книги, инициатора её создания фотохудожника Рауля Скрылёва пустили в свой мир Евгений Вахтангов (не путать с основателем знаменитого театра – это его внук!), Андрей Волков, Клара Голицына, Андрей Гросицкий, Андрей Диллендорф, Николай Касаткин, Натта Конышева, Борис Кочейшвили, Александр Токарев, Геннадий Трошков, Игорь Шелковский. Это поколение художников, которые сформировались в конце 1960-х – начале 1980-х. Время неоднородное – с утихающей «оттепелью» и растекающимся «застоем». И те работы, которые случайно или намеренно попали в кадр и вошли в книгу, дают, как ни странно, ощущение той самой неоднородности. Нет, не потому, что все художники разные – это самой собой разумеется! Но очевидно, что время, как ни старайся его не замечать, уходя с головой в творчество, само замечает нас. Оно пишет нашими глазами, лепит нашими руками свою летопись – вот таким его должны запечатлеть сейчас и увидеть в будущем…
Примечательно, что какой бы то ни было социальной составляющей мы здесь не найдём: ни в книге, ни в тех работах, что промелькнули перед взглядом сначала художника, а потом фотографа. Но ведь именно она была и всегда будет визуальным, предметным определителем того или иного исторического времени. Проявления отрезка времени никак не привязаны к нему, оторваны и свободны. Таким отношением данное поколение художников искало возможность быть в профессии и быть интересными – не обозначать своё время. При этом говорить о «чистом искусстве» тоже не приходится. Вот и возникает вдруг парадоксальный феномен: не обозначая конкретных деталей, стать признаком конкретной эпохи…
Альбом основан на стыке разных видов изобразительного искусства – живописи, скульптуры и фотографии. Притом всё это заключено в оболочку архитектурных форм – квартир или художественных мастерских, когда в окна то тут, то там вдруг заглядывает некий любопытный пейзаж со своим отдельным лицом и неутихающей жизнью. И портрет героя на этом смешанном фоне оттеняется звучанием и «бытовой», и «внешней» реальностей, которые упрямо друг с другом спорят за него: этот человек моего мироздания… И уже непонятно, что первично в этой картине, что откуда выросло, кто кого создаёт…
«Фотокамера Рауля Скрылёва внимательно всматривается в близлежащие измерения, в их «рельефы» и «ниши», обнаруживая смысл в органических связях между человеком и миром вещей», – пишет в предисловии к книге искусствовед Виталий Пацюков, который также подготовил вводные статьи для каждой главы, знакомящие читателя книги с представленными на её страницах художниками. Также в коротких высказываниях некоторых мастеров даются «автопортреты» их внутреннего состояния: у кого – лиричного, у кого – темпераментного.
И многослойность ничуть не утомительна – просто и как будто само собой возникает чувство пространственного расширения, которое с переворачиваемыми страницами уходит-растекается и вширь, и вдаль, и вглубь… А с высоты птичьего полёта всё, конечно же, выглядит совсем иначе, но знают об этом только птицы…