Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Портрет Венички

01 января 2007

ПАМЯТЬ

24 октября исполнилось бы 70 лет автору поэмы «Москва–Петушки» Венедикту Васильевичу Ерофееву. Перед нами – его прижизненный портрет, сделанный художником Петром Яндановым (Янданэ) на обложке самодельного издания романа Ерофеева 1972 года, с автографом писателя.

Поздней осенью 1985 года, получив через третьи руки телефон Венедикта Ерофеева, я позвонил ему. На том конце подняли трубку, и время застыло в последовавшей тишине… 

– Алло… Здравствуйте, это… Венедикт Васильевич?..
– Нет! Владимир Ильич! – раздался игрушечный металлический голос. Мне приходилось раньше видеть человека с вырезанным горлом, и я предполагал, как можно разговаривать без голосовых связок, но такой неожиданный ответ ошеломил меня… 

– Да?.. – потрясённо ответил я. – А мне нужен Венедикт Васильевич…
– Это я! – так же весело ответила трубка. – Я вас слушаю.
– Извините… Я поэт… из Питера, – представился я, боясь называть настоящее место своего жительства из-за преувеличенного чувства безопасности. – Хотел бы с вами познакомиться, встретиться и поговорить… 

– Пожалуйста! – электронный голос, раздающийся ниоткуда, назвал свой земной адрес. – Я живу на Флотской улице… 

– Какая улица? – ещё не веря своим ушам, переспросил я, волнуясь от мысли, что наша эфемерная связь могла прерваться, забиваемая уличным гулом. 

– Ну, Господи… – терпеливо повторил адрес фантастический голос. – Флотская, Краснофлотская… Что ж тут непонятного! Метро «Речной вокзал», автобус… 

С восторгом в душе от невероятного разговора и с бумажкой с заветным адресом я тут же бросился с Красной Пресни в означенное место. Уже подходя к искомому дому, я с опаской оглядывался вокруг, боясь, что меня уже поджидают бдительные кагэбэшники… Вошёл в подъезд – никого… Поднялся на этаж – вокруг не было ни души… 

С замиранием сердца я позвонил в дверь – в моих глазах мелькали всевозможные и невозможные образы хозяина: какого-то чудного оборванца, неряшливого толстяка в балахоне, лежащего на старом кожаном диване, бородача с окурком во рту и красной рожей… Не зная, может ли больной человек, да ещё без горла, пить, я не стал ничего покупать перед выездом. Когда наконец дверь открылась, я увидел перед собой аккуратно одетого, высокого и худого человека… 

– Венедикт Васильевич? Здравствуйте…
Хозяин утвердительно кивнул головой и молча жестом пригласил внутрь. Не веря своим глазам, я вошёл в обыкновенную чистую квартиру. Страшно волнуясь, я стал раздеваться и разуваться.
– Ну что, не испугался? – раздался всё тот же металлический голос из машинки вроде микрофона, которую Веничка держал у горла. – Тебя предупредили?
– Да-да…
Хозяин пригласил меня к столу, расставил кое-какое угощение и небрежно махнул рукой:
– Лопай! Я сам не хочу – вчера выпил и сейчас (здесь он выругался)... себя чувствую…
«Боже мой – так он, оказывается, пьёт!.. И я бы сейчас мог помочь ему водкой…» – запоздало пожалел я. Я сказал, что я из Улан-Удэ, художник, поэт, прозаик…
– … твою мать!.. – подставил под горло микрофон Веня. 

– Я считаю ваши «Москва – Петушки» лучшим произведением советской литературы…
– Я польщён… – согласно кивнул головой Веничка.
Понемногу съедая всё на столе, я продолжал рассказывать о себе, а Венедикт Васильевич между тем, отвечая на вопросы, продолжал смотреть по телевизору «Рекорд» эйзенштейновского «Ивана Грозного». Меня осенила мысль: 

– Венедикт Васильевич! Вы смотрите фильм, а я в это время, чтобы не мешать, буду вас рисовать! Я тут стал перепечатывать вашу книгу «Москва – Петушки» – и хочу нарисовать ваш портрет на титуле… 

Я достал заранее привезённую из дома первую страницу и обложку собственного машинописного издания «Петушков», которым очень гордился, потому что печатал текст как настоящую книгу – с обеих сторон в карманного размера блокноте с вынимающимися страницами. 

– Ну-ка, ну-ка! – вдруг заинтересовался автор. – Сейчас я прочитаю: если там будут ошибки, то они будут встречаться на каждой странице! 

Венедикт Васильевич стал внимательно читать, и, когда закончил первую страницу, я, опасаясь авторского гнева, побоялся сказать ему, что с другой стороны тоже есть текст… 

Досматривая фильм, Веня кусал нервно губы, а я, волнуясь, стал лихорадочно рисовать его полупрофиль шариковой ручкой: мало кто видел и представлял автора знаменитой книжки, а у меня она будет с настоящим портретом автора! Внимательно вглядываясь в строгое лицо Ерофеева, я удивлялся тому, что все черты его лица были очень чётко и красиво проложенными. Седая чёлка эффектно спадала на лоб, он даже чем-то напоминал мне моего отца. 

За полчаса сделав нормальный портрет, как раз к концу фильма, я продолжал свой опрос.
– Скажите, пожалуйста, а во многих странах был напечатан ваш роман? 

– О, во многих! Во Франции, Штатах, Италии – я даже не знаю точно, ещё где… Говорят, скоро выйдет в Японии… Я сам свои книги не вижу: мне только иногда приносят их для автографа, чтобы я расписался, – и даже посмотреть не дают… Суки! 

И он повёл меня в другую комнату, чтобы показать свои издания. Из книжного шкафа Ерофеев достал целую пачку книг, и я увидел изящно изданные, с различными рисунками на обложках восемь разных «Петушков» – на английском, немецком, польском… Закончив просмотр, мы вернулись в большую комнату. 

– Ну как, ничего квартирка? – спросил горделиво Веня.
– Да-а…
Глядя на окружающую чистоту и порядок, обыкновенный набор полированной мебели и на самого элегантного хозяина, я всё не мог отделаться от ощущения, что попал не в ту квартиру, ошибся номером, – так не соответствовало моё представление о авторе тому, что я видел… 

– Венедикт Васильевич, а вы знакомы со знаменитостями – кто-нибудь из них вас знает?
– Ну как же! Вот Евтушенко мне недавно звонил… Обещал подарить трёхтомник!
– А Вознесенского вы знаете? 

– Нет, Вознесенского я не люблю… А вот если Евтух подарит трёхтомник… Ну вот ещё Бэллочка звонила из Переделкино, она сейчас читает как раз мою пьесу, говорит: когда мы читали, то все с… кипятком! 

Я спросил, а не был ли он знаком с Высоцким…
– Да, один раз мы с ним пили за одним столом и разговаривали через человека – он всё нам мешал говорить… 

То и дело звонил телефон – Веничка и в самом деле находился в центре жизни.
– Привет. – подставлял он машинку к горлу и объяснял кому-то свою ситуацию, – Нет, я сейчас не пью: у меня сухой закон… Но это не благодаря Мишелю Горбачёву… 

– Венедикт Васильевич, а что нужно, чтобы стать настоящим, знаменитым писателем?
– Ну прежде всего это чтобы вот здесь и здесь было всё в порядке… – Веня показал на сердце и голову. – Хотя нет, мозги-то как раз и должны быть немного набекрень! А я сам и двух пальчиков не об…, чтобы стать знаменитым! Я эту вещь написал за несколько недель, только для того, чтобы посмешить близких друзей… Потом просто дал почитать – и всё! 

Ошалело слушая неожиданные и необыкновенные речи, я чувствовал, что уже засиживаюсь… В это время пришла жена писателя. Мне она показалась слишком простой для такого великого человека, похожей на обыкновенную учительницу или библиотекаршу… 

– Познакомься! – сказал Веня жене. – Это художник, прозаик, поэт…
– О, как вас много! – засмеялась жена. 

– А вот мой портрет! – показал он мой рисунок. – Похож… Но юмору маловато!
– Ну куда тебе ещё больше юмору! – пожурила она своего необыкновенного мужа.
Я попросил Веничку расписаться, и он собственноручно вывел под портретом: «Петру Янданову в твёрдой надежде, что ещё увидимся!» 

Получив дорогой автограф, я стал прятать его в сумку.
– А нам? – улыбнулась просительно жена.
Я извинился, что увожу портрет с собой. Бесконечно счастливый и удовлетворённый встречей, я вышел в прихожую. 

– Ой, как вы легко одеты! – воскликнула жена писателя, увидев мои рваные полукеды с газетными стельками. – Вы же замёрзнете… 

– Ни х…! – махнул рукой Веничка. – Завтра будет плюс пять!
Жена улыбнулась на его слова. Веня, оставив машинку, молча пожал мне руку и кивнул головой в знак прощания.

«В твёрдой надежде, что ещё увидимся…» – было написано в моей книжке. Но, вернувшись через год в Москву, я узнал, что Веничке уже совсем плохо, и не стал его беспокоить.
Если мы с ним ещё увидимся, то уже в иной юдоли. 

ЯНДАНЭ, МОСКВА–УЛАН-УДЭ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS