Когда кинорежиссёр-документалист Галина Евтушенко придумала для цикла фильмов рубрику «Двойной портрет на фоне эпохи», то вряд ли предполагала, что наткнулась на золотую жилу. Однако получилось именно так. Фильмы под этим слоганом стали появляться регулярно, каждый сопровождался большим успехом. «Эйзенштейн и Мейерхольд», «Лев Толстой и Махатма Ганди», «Эрдман и Степанова», «Чехов и Левитан» и др.
Как правило, каждый фильм базировался на определённом временном отрезке. Сейчас готов новый: годы Великой Отечественной. Основные фигуранты – «Симоновы и Трошкины». Именно так – во множественном числе. Ибо у главных героев, писателя и фотографа, были талантливые сыновья. Они тоже достойны зрительского внимания. Однако на первом месте всё же отцы: Константин Михайлович и Павел Артёмович.
Писатель, легендарный редактор «Литературной газеты» Симонов знаком читателям и зрителям больше, чем его закадычный друг, с которым они познакомились во время вооружённого конфликта на берегах Халхин-Гола. Поэтому авторы фильма более подробно рассказывают фотографе Трошкине, в этом их большая заслуга. Вдобавок они знакомят нас не только с человеком, но и с профессией, представителем которой он является.
Чуть было не написал дежурное «героической», но вовремя спохватился. В мирное время эта профессия обычная, скромная. Поехал, куда послали, щёлкнул пару раз и вернулся в редакцию. Иначе дело обстоит на войне. Во время Великой Отечественной они, писатель и фотограф, по сути, стали боевым творческим отделением из двух человек. Следует сказать, у бойцов к корреспондентам было неоднозначное отношение. С одной стороны – да, приедут, снимут, в газете напишут. Это хорошо. Но ведь они сродни туристам – приехали и скоро уехали. Нам же здесь оставаться, рисковать…
Корреспонденты, попав на передовую, тоже рисковали, тоже становились жертвами обстрелов и бомбёжек. В фильме рассказывается о том, как их однажды по ошибке арестовали, приняв за шпионов. Поводом для задержания послужил ценимый нашими фотографами немецкий аппарат с русским названием «лейка». (Помните песенку фронтовых корреспондентов на симоновские стихи «С «лейкой» и блокнотом, а то и с пулемётом…»?) Вот кто-то проявил бдительность, арестовали. Правда, на следующий день «шпионов» освободили.
Даже в своей бригаде из двух человек велись споры о приоритете. Трошкин считал, что ему работать гораздо труднее, чем пишущей братии: мне необходим свет, иначе снимок не получится. Его, бывает, ох как трудно обеспечить. Вам-то легко: посмотрели чуток – и пишите сколько влезет.
Конечно, это говорилось беззлобно. Они были закадычные друзья. Подружившись с фотокорреспондентом, Симонов стал гораздо лучше относиться к работе фотокорреспондента. Раньше и сам считал, что снимать очень просто. Но, видя, с какой тщательностью Трошкин готовился к съёмкам, изменил своё мнение. В поисках нужного ракурса Павел Артёмович носился с места на место, кому-то из солдат дал в руки винтовку, кого-то попросил поменяться касками… Причём это не было лакировкой действительности. Просто ему всегда хотелось добиться максимальной выразительности кадра.
Павел Артёмович погиб 19 октября 1944 года в бою с бандеровцами под Станиславом. Его сын Владлен пошёл по стопам отца. Окончил операторский факультет ВГИКа, куда поступил по рекомендации Симонова. Константин Михайлович вообще после гибели друга всячески поддерживал его семью.
В «Двойном портрете» двое ведущих. Семью Трошиных представляла внучка Павла Артёмовича Елена. Её соведущим был популярный журналист Алексей Симонов. Оба блеснули эрудицией и артистизмом.
Константин Михайлович завещал похоронить так: развеять его прах на Буйничском поле под Могилёвом, где во время войны шли ожесточённые бои, где погибли многие его товарищи. Бюрократы разного уровня противились выполнению такой непривычной процедуры. Всё-таки семья добилась своего. Правда, потратив много времени и нервов. И хорошо, что ведущий не стал сдерживаться, а сказал всё, что думает о бюрократической логике.
Раз уж мы говорили о семейных династиях, следует добавить, что сценарий фильма написала Анна Евтушенко, дочь режиссёра. (К известному поэту, как и мать, тоже не имеет отношения.)
Новая картина режиссёра Галины Евтушенко станет достойным мемориалом двух отважных людей – писателя и фотографа. Хорошо, если бы его посмотрели максимально большое количество зрителей.