Кинодокументалисты предложили своё видение выхода из кризиса
В Госфильмофонде, который располагается в живописном подмосковном посёлке Белые Столбы, состоялось Всероссийское совещание кинематографистов. Самые авторитетные режиссёры, директора, худруки киностудий от Хабаровска, Якутска и Улан-Удэ до Санкт-Петербурга, Краснодара и Владикавказа, а также работники Госфильмофонда, руководители государственных архивов, представители Министерства культуры России, известные киноведы, журналисты и работники телевидения обсуждали «принципы организации, размещения и развития производства неигровых фильмов и возрождения кинолетописи в Российской Федерации».
Это совещание можно назвать чрезвычайным, во всяком случае – чрезвычайно важным, так как речь шла о существовании отрасли неигрового кино. О формировании и формулировании позиции документалистов в отношении той помощи, которую должно и может оказать государство студиям и режиссёрам-постановщикам. Об исключительной важности решения по поводу возобновления после большого перерыва съёмок Кинолетописи в России. О том, какой ей быть и на каких принципах должны строиться производство и финансирование кинолетописи.
Организовал это судьбоносное совещание Союз кинематографистов России (СК), а конкретно: старейшина российской кинодокументалистики, заместитель председателя СК, народный артист России Клим Лаврентьев, он и открыл совещание. Первым из более чем полусотни участников выступил самый известный ныне российский режиссёр-документалист, председатель комиссии неигрового кино СК, заслуженный деятель искусств РФ Сергей Мирошниченко. Он, как и большинство его коллег, говорил о плачевном, всё более ухудшающемся состоянии, в котором пребывает документальное кино, и о путях выхода из затянувшегося кризиса.
«Почти все из нас пенсионного возраста, что будет с документалистикой через десять, двадцать лет?» Кинематографисты из провинции жаловались, что талантливая молодёжь, которую они воспитали у себя в регионе, уезжает учиться во ВГИК и остаётся в столице. «Снимают там свадьбы, в лучшем случае устраиваются на ТВ», но домой и к документальному кино не возвращаются. Много говорили о трудностях получения и явно недостаточных размерах грантов на создание фильмов, о том, что часто достойные режиссёры их не получают, а получают пронырливые халтурщики (на совещании были продемонстрированы кадры из подобных «фильмов»). Об утрате института редактуры, который был в Госкино и о необходимости его возрождения. О приватизации провинциальных киностудий, которую надо не только приостановить, как обозначено в Поручении президента, но и вообще прекратить, иначе мы лишимся производственной базы и кадров. О недостатке денег не только для производства документального кино, но и для продвижения его к зрителю.
Действительно, теперь в кинотеатрах «документалку» не показывают (лишь в некоторых клубах): ни полнометражных фильмов, ни в виде киножурналов перед художественными фильмами, как это было раньше. Телевидение тоже всё меньше уделяет внимания документальному кино. Очень часто выдающиеся документальные фильмы, награждённые на многих фестивалях, так и не выходят на экран. Работники телевидения, присутствующие на совещании, говорили, что отечественные фильмы не могут конкурировать с иностранными. Почему? Очень просто, за рубежом вкладывают в кино на порядок больше денег, и это, разумеется, отражается на качестве, а потом и на рейтинге. На совещании выяснилось, что недавно закрыли (перепрофилировали) единственный российский телеканал документального кино «24.Док», работавший с 2005 года, – крайне неприятная для отрасли новость. Необходимо по примеру коллег из игрового кино, создавших Фонд кино, который очень помог кинематографистам, создать Фонд документального кино.
Большие надежды кинематографисты возлагают, конечно, на возрождение Кинолетописи как некий общенациональный, стабилизирующий, объединяющий работу киностудий фактор. Подобные проекты есть во всех странах, даже, как выяснилось на совещании, были и в некоторых регионах России, но в государственном, всероссийском масштабе ничего подобного нет давно. Потомки будут иметь крайне фрагментарное представления о более чем двадцати годах России. Поразительно, ведь остались, как отметил Мирошниченко, без должного внимания кинематографистов грандиозные проекты России, то есть в необходимом объёме не было отснято и осмыслено строительство космодрома в Сибири и Крымского моста. Да, их снимали и показывали по ТВ, но это не совсем то, что надо, – телевизионные репортажи слишком утилитарны и подчас поверхностны, ориентированы на рейтинг и не дают полного представления о великих стройках. Что уж говорить о менее значимых событиях! Как будто Россия не интересна её гражданам. Ещё как интересна! Нужно только вкладывать в кинопроизводство не только душу и талант, но и деньги. И отдача будет.
Что внушает надежду? То, что есть положительные примеры: людям интересна своя жизнь, свой город, свой район, и в некоторых регионах киностудии успешно сотрудничают с местными телекомпаниями, снимая «документалку» для них. И рейтинги у неё хорошие.
Веру в хороший исход внушают и неожиданные успехи игрового кино. Ведь совсем недавно там тоже всё было очень плохо, отрасль прозябала в чернухе, фильмы не окупались, и казалось: всё, никакого возрождения не будет. Но благодаря тем мерам, которые совместно разработали Союз кинематографистов и руководство страны, ситуация начала выправляться. Хочется верить, что и неигровое кино тоже сделает долгожданное движение вверх.
Более того, на совещании сложилось впечатление, что руководство страны этого тоже хочет и сделает всё возможное для возрождения отрасли, что оно ждёт того, чтобы сами документалисты консолидированно наметили те конкретные меры, которые нужно принять. И это было сделано. Они изложены в итоговом документе совещания: «Основные принципы организации, размещения и развития объектов производства документальных фильмов и кинолетописи на территории Российской Федерации». Документ направлен в администрацию президента. Хочется верить, что кинематографисты будут услышаны.
В материале использованы фотоизображения ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА REALISTFILM.INFO. Источник: сетевое издание REALISTFILM.INFO