Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 февраля 2020 г.
  4. № 6 (6724) (12.02.2020)
Искусство

Порывы пламенных желаний

Громкая премьера театра «Русский балет» Вячеслава Гордеева

12 февраля 2020
Спектакль оформлен с использованием 3D-технологий. Мультимедийные инсталляции разработаны художником  компьютерной анимации Павлом Суворовым

Всплеск интереса театров к конкретному названию спектакля закономерности не поддаётся. То вдруг волна накроет «Коппелию» Делиба, то «Корсара» … Теперь вот одна за другой премьеры «Бахчисарайского фонтана», появившегося в Перми, Улан-Удэ, Самаре. А вот в Москве возможность увидеть балет по одноимённой поэме А.С. Пушкина – прийти в Московский областной государственный театр «Русский балет».

 

Ещё будучи художественным руководителем балета Большого театра, Гордеев хотел вернуть на главную сцену страны шедевры советского балета. В отношении «Ромео и Джульетты» Леонида Лавровского это удалось, а вот планы, связанные с «Золушкой» и «Бахчисарайским фонтаном», не осуществились. Зато давнюю мечту Гордееву удалось реализовать в «Кузьминках», где базируется его театр «Русский балет».

Правда, Вячеслав Михайлович не стал переносить в свой театр знаменитый спектакль Ростислава Захарова. Опираясь на литературный первоисточник и версию Николая Волкова, создал собственное либретто, а также сочинил авторскую хореографию, которые и воплотил силами артистов «Русского балета». С учётом современных тенденций трёхактный спектакль уложен в два действия, при этом история рассказана вполне последовательно и внятно. Существенные изменения внесены в содержательную часть балета. Во-первых, появились персонажи, которых не было в спектакле Волкова–Захарова. Это родители Вацлава (Анастасия Баранова и Антон Косинов), Младшая сестра Марии (Екатерина Мартинес). Две пары предков – со стороны невесты Князь Адам (Владимир Минеев) и вновь придуманная мать (Ксения Бойко) – лихо солировали в характерных танцах польской картины. Во-вторых, изменились и сюжетные коллизии. Главное – Мария погибает не от кинжала Заремы. Её жизнь обрывает трагическая случайность. Застав ревнивицу за выяснением отношений с польской княжной, Гирей в гневе готов нанести Зареме смертельный удар, но попадает в сердце Марии, которая сочувственно пытается заслонить собой страдающую Зарему. Сама Зарема избежит лютой казни, не будет сброшена со скалы. Вместе с другими женщинами гарема Гирей отдаст её во власть татарских воинов. Однако, не мысля себя без любви Гирея, подобно фокинской Зобейде из «Шехеразады», Зарема направит кинжал себе в грудь, едва ли не благодарная Гирею за избавление от душевных мук.

Идейным смыслом поэмы Пушкина является очищение, возрождение души восточного деспота силой светлого чувства любви:

 

Мария плачет и грустит.

Гирей несчастную щадит:

Её унынье, слёзы, стоны

Тревожат хана краткий сон…

…..

Сам хан боится девы пленной

Печальный возмущать покой;

Гарема в дальнем отделенье

Позволено ей жить одной…

 

Гордеев воспользовался правом художника, интерпретируя сюжет, не следовать педантично первоисточнику. Он педалирует звериную сущность Гирея, который возмущён сопротивлением Марии его воле. Ворвавшись в комнату Марии, Гирей столь агрессивен в своей похоти, физическом напоре, что Мария теряет сознание. Однако и это не сразу усмиряет клокочущие животные страсти хана.

В спектакле происходит столкновение двух миров, двух культур, двух ментальностей – европейской и восточной. Они находят отражение в пластике. В первой картине классические вариации сестры Марии, её самой и Вацлава живописуют их характеры: девочка-подросток безмятежна и игрива, Мария лирична и величава, Вацлав мужествен и порывист.

Кстати, первые такты музыки вариации Марии отданы Священнику (Ярослав Синицин). Черты национальной характерности танцу придают вальсовые припадания, абрисные элементы мазурки, польское «заключение» (удары каблуков друг о друга). А Библия, поднятая над головой, – что-то вроде напутствия молодым перед тем, как их судьбы и руки будут соединены на книге и освящены браком. Полонез, мазурка и краковяк передают атмосферу богатого польского бала XVIII века. Пластика Заремы навеяна восточными орнаментами. Знаменитое соло с колокольчиками Гордеев отдаёт Второй и Третьей жёнам Гирея. Их роли исполняют Валерия Синицина и Ксения Бойко, являющие ещё один пример не существовавших прежде действующих лиц. Хореография танца с позвякиванием бубенцов не просто сочиняется Гордеевым заново с точным ощущением игривых интонаций музыки, но и разделяется на двух исполнительниц. Шедевр Захарова «Татарская пляска», пожалуй, вершина спектакля 1934 года. Гордеев решил её сохранить, правда, подвергнув некоторой редактуре и наполнив новой событийностью. Стремительный вихрь бешено галопирующих воинов захватывает угнетённых девушек-наложниц. Их замыкают в кольцо, топчут и истязают, хлещут кнутами, не внимая жалобам и стонам ни в чём не повинных невольниц.

Гирей потерял обеих женщин и остаётся одиноким и безутешным. В память о Марии он возводит фонтан – «Фонтан слёз», символизирующий плачущее от горя мужское сердце.

Спектакль, несмотря на развёрнутые во всю ширь мизансцены (особенно первой картины), получился динамичным и очень красивым визуально. Использованы мягкие и жёсткие декорации, многочисленные детали оформления мебели и реквизита. Сочетание живописных декораций (художник Дмитрий Короленко) и видеопроекций (Павел Суворов) дало замечательный результат. Художник по костюмам Екатерина Яковлева создала великолепные сценические наряды. Ткани грамотно и со вкусом подобраны по колориту, а силуэты верно отражают эпоху и страну. Исполнительский состав внёс существенный вклад в успех спектакля. Сочный образ Марии создала технически подкованная Юлия Звягина. Вацлавом стал премьер театра Дмитрий Котермин, которому белоснежный костюм польского аристократа подошёл так же, как и полётные прыжки. Зарема в исполнении Сиори Фукуды получилась по-восточному нежной, изысканной, а с точки зрения актёрского мастерства – вполне убедительной. Две блистательные актёрские работы принадлежат Максиму Фомину (Гирей) и виртуозу Арутюну Аракеляну (Нурали). Если перед Фоминым стояла задача минимумом движений передать значительность личности Гирея, быть выразительным в пантомиме, жестах и паузах, то Аракелян должен был правдиво изобразить дикаря, заострив внимание зрителя на его бесстрашии, преданности хану и безумном темпераменте. Оба артиста достигли цели. Репертуар театра «Русский балет» обогатился ещё одним интересным спектаклем – эксклюзивным, с одной стороны, и вписанным в контекст истории отечественного балета – с другой.

Игорь Максимов

Viazmi_balet-009.jpg

Хореография «Бахчисарайского фонтана» – авторская. Сохраняя эстетику драмбалета, Гордеев заново сочиняет все комбинации: классического, характерного танца, выстраивает мизансцены. Но в самой хореографической драматургии балета также два – по меньшей мере значительных – нововведения: дуэт Гирея с Марией и трио Гирея, Марии и Заремы. Эта форма существует, например, в «Сильфиде» Лакотта. В «Семи красавицах» становится метафорой противоречий, раздирающих Шаха в лице возлюбленной Айши и властолюбивого Визиря. У Юрия Григоровича в балете «Легенда о любви», в котором Гордеев был одним из лучших Ферхадов, трио переключает действие из реальности в область мечтаний и грёз героев. У Гордеева же в «Бахчисарайском фонтане» позволяет символически обострить конфликт между Марией, Заремой и Гиреем.


 

Тэги: Театр Премьера Русский балет Вячеслав Гордеев Бахчисарайский фонтан
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS