ТВ против модернизации
Российские каналы (Первый, НТВ…), захлёбываясь от восторга, в низком благодарном поклоне отметили 70-летний юбилей «первого советского диск-жокея, музыканта, актёра и легенды радиожурналистики». Главное событие, главная новость. Разнообразно одарённого Всеволода Борисовича Левенштейна многие помнят как Севу Новгородцева, ведущего Би-би-си, который начиная с 70-х годов своими «Рок-посевами» и «Севаоборотами» вспахивал и перепахивал молодёжную аудиторию СССР. Ах, как соблазнительны и сладостны были эти пробивавшиеся через глушилки запретные плоды! Действительно, легендарный «вражий голос, глядя из Лондона» тонко и умело приближал «величайшую геополитическую катастрофу», уча русских любить рок и презирать совок.
Почему столько внимания уделено на российском ТВ именно этому юбиляру, а не какому-нибудь другому – принёсшему пользу Отечеству, может быть, чуть больше, чем «первый диск-жокей»? Неужели Сева – патриот или друг России? Он вернулся на родину и, как, например, Александр Зиновьев, укорил себя и других горьким осознанием: «Метили в коммунизм, а попали в Россию»? Почему именно Севе столько елея?
Потому, наверное, что он, кроме всего прочего, осуществил «рашенскую» голубую мечту, она сидит в подкорке нашей телеэлиты, которая не мытьём, так катаньем впаривает её России. Вот она, эта мечта: свалить из проклятого (пусть теперь и капиталистического) совка и найти себя где-нибудь в Лондоне…
В те же дни, когда чествовался Сева Новгородцев, на НТВ в «Новостях» – огромный восхищённый сюжет о художнике, выходце из России, которому посчастливилось стать чуть ли не придворным художником в Лондоне. Повезло человеку, был допущен, нарисовал огромную картину из жизни британского парламента, да не одну, а до того писал (вот счастье!) королевскую семью. О нём снисходительно-поощрительно говорили члены британской палаты лордов и восторженно – наш корреспондент Евгений Ксензенко: «Русский художник из Санкт-Петербурга Сергей Павленко стал летописцем вековой истории. Большая честь для любого творца».
Много, очень много чести отдано… С каким восторгом сообщает ящик о том, что наша бойкая соотечественница родила от Мела Гибсона; мы должны гордиться тем, что наши футболисты приглашены в «Арсенал» и «Тоттенхем»; навязывается боление за «Челси», так это теперь якобы наш, русский, клуб; шутник Прохоров убеждает телеаудиторию в том, что 200 миллионов долларов, вложенных им в американский баскетбол, каким-то образом позитивно отзовутся и на российском спорте. Популярные Анжелика Варум, Леонид Агутин, Гарик Сукачёв, Кристина Орбакайте и другие в детской передаче «Сто вопросов взрослому», гордясь, сообщают, что их дети живут и учатся в США. Конькобежец Скобрев заявил на днях, что всё сделает, чтобы получить американское гражданство… И кто из юных продвинутых граждан России после такого информационного наката не захочет потянуться за ними, чтобы не остаться лохом в стране, где ящик вгоняет в депрессию сумеречной, безысходной «Школой», тупым «Домом-2», похабной «Нашей Рашей», а также бесчисленными пошлейшими сериалами и множеством убогих калек с англо-американских шоу вроде идиотского «Счастливы вместе»?.. Нет, показывается и что-то современное, позитивное, с настоящими страстями, идеалами и героями, которым стоит подражать, но оно иностранного производства. Вот и получается, что с малых лет Пети и Маши хотят быть похожими на Питера и Мэри. Показываются многосерийные практически рекламные «туры», где родившийся во Франции гражданин США учит Ивана-дурака чужие родины любить. Ничего подобного столь же привлекательного о России на ТВ нет…
Руководители страны призывают талантливых людей не покидать родину, а тех, кто уже уехал, вернуться – такова государственная политика, без которой не может быть инновационного прорыва. Но голубой экран заточен под другое, упорно «по-нашему-рашему» мультиплицируется образ отвратительной, грязной, пьяной, продажной, аморальной России и… светлый образ туманного Альбиона, вечнозелёного яблока на Потомаке и других городов-праздников, где можно и нужно осуществляться. Подобно, кстати, тысячам «удачливых предпринимателей», которые уже давно – там, «а денежки идут», не просто идут, а бурным потоком продолжают течь отсюда, оставляя на родине мерзкий социальный след и моральное опустошение.
В заключение об одной проговорке гендиректора Первого. В недавнем выпуске КВН в качестве разминки ведущий попросил членов жюри назвать свои любимые места и страны. Вполне серьёзно Ярмольник, Ефремов, Макаревич рассказали про какие-то экзотические края, Юлий Гусман (хвала ему!) назвал свой родной Баку, и только Эрнст… Россию. Если бы он мотивировал свой выбор кратким искренним рассказом, например, о величии и красоте Урала и Камчатки или о тихой прелести средней полосы, то хвала была бы и ему, но он объяснил свой выбор тем, что он – руководитель Первого, то есть по должности обязан, а душой-то, как можно догадаться, сами понимаете, где и с кем.
Телеэлита, взросшая на антисоветских (антроссийских) «рок-посевах», ментально не готова к модернизации, она вечно подражает и догоняет. Иногда перегоняет, показывая в прайм-тайм на каналах открытого доступа то, что англичане не покажут и на платном кабельном ТВ. У нас поклоняются «лорду Рейтингу», к которому, кстати, на Западе относятся не как к догме, а как к инструменту. Там давно сложилось понимание стратегической функции национального вещания: ТВ для родины, а не родина для ТВ.